[<10>] ====== Толкования на Ин. 4:36 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 36-37 **и жняй мзду приемлет и собирает плод в живот вечный, да и сеяй вкупе радуется и жняй:о сем бо слово есть истинное, яко ин есть сеяй, и ин (есть) жняй** **И жняй мзду приемлет и собирает плод в живот вечный** [[new:in:04:36|(ст. 36)]]. Плод земной жатвы служит не для вечной, а для временной жизни; духовный плод, напротив, – к жизни не стареющейся, бессмертной. Видишь ли, слова чувственные, а смысл духовный, и самим образом выражений отделяется земное от небесного. Как, беседуя о воде и изображая свойства ее, Он говорил, что //пияй от воды сия не вжаждется во веки//, так и здесь говорит, что этот плод собирается для жизни вечной. **Да и сеяй вкупе радуется и жняй** [[new:in:04:36|(ст. 36)]]. Кто это **сеяй** и кто **жняй**? Сеятелями были Пророки, но они сами не жали, а Апостолы; однако не лишены за это радости и награды за труды, а вместе с нами радуются и веселятся, хотя и не жнут с нами, – так как жатва и сеяние не одно и то же. Поэтому, где труд меньше, а утешения больше, на то Я и соблюл вас, а не для сеяния. В сеянии много тяжкой работы и труда, а в жатве много прибытка, но труд не такой, это легче. Этим Он хочет показать, что и желанием Пророков было – чтобы люди обращались к Нему. К этому и закон приготовлял. Для того они и сеяли, чтобы произвести этот плод. Он показывает также, что Он и Пророков посылал и что Новый и Ветхий Заветы имеют великое сродство между собою. Все это Он дает видеть вместе посредством настоящей притчи. При этом припоминает и употребляемое многими присловие: **о сем бо**, говорит, **слово есть истинное, яко ин есть сеяй, и ин есть жняй** [[new:in:04:37|(ст. 37)]]. Так говорят многие, когда одни подвергались трудам, а другие пожинают плоды; Он и говорит, что это присловие в настоящем случае очень справедливо. Трудились Пророки, а вы собираете плоды трудов их. Не сказал: получаете их награды, а: **плоды**, – потому что и великий труд Пророков не остается без награды. Так и Даниил сделал: и он припомнил притчу, которая говорит: //от беззаконник изыдет преступление// [[old:1ts:24:14|(1 Цар. 24, 14)]]. Давид также во время плача вспомнил ее. Поэтому Христос и сказал прежде: **да и сеяй вкупе радуется и жняй**. Так как Он намеревался сказать, что **ин есть сеяй, и ин есть жняй**, то, чтобы кто-нибудь, как я сказал, не подумал, будто Пророки лишены награды, Он и говорит нечто странное и неожиданное, не бывающее в делах чувственных, но – в духовных составляющее особенность их. В делах чувственных, если бы случилось, что один посеял, а другой пожал, то оба они вместе не стали бы радоваться; но сеявший скорбел бы, что трудился для других, а радовался бы только жнущий. Здесь же не так; но и не жнущие того, что посеяли, радуются вместе с жнущими. Отсюда ясно, что и они участвуют в награде. ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 36-37 **Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет** **«Уже жняй мзду приемлет и собирает плод в живот вечный, да сеяй вкупе радуется и жняй. О сем бо слово истинное есть, яко ин есть сеяй и ин жняй».** Время, говорит, (теперь есть) слова, призывающего к вере и показывающего слушателям, что подзаконная и пророческая проповедь достигла конца. Ведь закон, как бы в тенях, предуказывал в прообразовательном служении на Того, Кто имел прийти, то есть Христа. Пророки же, после него передавая слова от Духа, предвозвещали Его //«мало елико елико//» ([[old:avm:02:03|Авв. 2:3]]; [[new:evr:10:37|Евр. 10:37]]) и как бы уже имеющим явиться и прийти. Когда же Он вошел внутрь дверей, тогда слово Апостолов уже не должно относить к отдаленному времени ожидаемое, но уже укажет его наступление. Таким образом, тех, которые еще рабствуют закону и прилежат одной только букве, оно будет пожинать с подзаконного служения и, как снопы, переносить в евангельское настроение и житие, будет оно срезать также идолопоклонников с многобожного заблуждения и переносить их к познанию истинного Бога, – и вообще, сколько можно сказать кратко, помышляющих еще земное переводить чрез веру Христову к жизни ангельской. Вот что, говорит, совершать будет слово жнецов. Впрочем, оно не останется без награды, но, конечно, будет собирать им **«плод»**, питающий **«в жизнь вечную».** И не одни только получившие (этот плод) возрадуются, но и присоединившиеся к трудам пророков и пожавшие предвозделанный теми посев также будут вместе с ними совершать одно празднество. Ввиду именно этого, думаю, и мудрейший Павел, в совершенстве изучивший относящиеся к будущим временам (ветхозаветные) образы, сказал о святых Отцах и Пророках, что //«и сии вси, послушествовани бывше верою, не прияша обетования, Богу о нас лучшее что предзревшу, да не без нас совершенство приимут»// [[new:evr:11:39|(Евр. 11:39–40)]], ибо Спаситель благоизволил жнецу радоваться вместе с прежде посеявшим. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга II.//** ===== Свт. Николай Сербский ===== **Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут** См. Толкование на [[new:in:04:35#svt_nikolaj_serbskij|Ин. 4:35]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут** См. Толкование на [[new:in:04:35#blzh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 4:35]] ===== Евфимий Зигабен ===== **И жняй мзду приемлет ** И кто жнет такого рода нивы, получает от Бога награду. В более общем смысле Иисус Христос говорит здесь о всех имеющих уверовать самарянах и иудеях. **и собирает плод в живот вечный** Кто пожинает чувственные нивы, собирает плод для временной жизни, а этот – для жизни вечной. **Да и сеяй вкупе радуется и жняй** чтобы, собрав так такой плод, радовались и посеявший и пожавший вместе, видя, что этот плод собран там, и получая вместе за него награду, один за то, что сеял, а другой за то, что жал. Сеющие – это Моисей и другие последующие пророки, которые пожинали людей от неверия и переносили их в житницы вечных обителей ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут** См. Толкование на [[new:in:04:35#prot_ioann_buxarev|Ин. 4:35]] ===== Лопухин А.П. ===== **Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут** Между тем как ученики Христа в лучшем случае могли сравнить религиозное состояние самарян только с зелеными нивами, которым еще долго оставалось до жатвы, Христос говорит им, что уже теперь (частица ἤδη, оставшаяся без перевода в русском тексте и неправильно отнесенная в славянском переводе к концу 35-го стиха, должна стоять в начале 36-го стиха; см. Тишендорф, 8-е изд.), а не через четыре месяца или спустя столетия жнущий получает награду и собирает плод в вечную жизнь, а это ведет к тому, что сеющий и жнущий радуются вместе. «//Жизнь вечная»// здесь представляется областью, куда поступает духовная жатва – все эти спасаемые Христом души. Так сжинаемый хлеб поступает в житницу (ср. [[new:mf:03:12|Мф.3:12]]). Ученики Христа должны понять, что жители Сихаря являются уже вполне поспевшей пшеницей, которую теперь надо жать. Сама эта жатва есть «//награда//» тому, кто жал, потому что он получает ее не только по мере своих собственных трудов, но и как результат трудов того, кто сеял эту пшеницу. В этой духовной жатве, однако, есть нечто непохожее на то, что бывает при жатве обыкновенной. Радуется не только духовный жнец, но и духовный сеятель. **//Толковая Библия.//** [<10>]