[<10>] ====== Толкования на Ин. 5:7 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Отвеща Ему недужный: ей, Господи, человека не имам, да, егда возмутится вода, ввержет мя в купель: егда же прихожду аз, ин прежде мене слазит** См. Толкование на [[new:in:05:06#svt_ioann_zlatoust|Ин. 5:6]] ===== Свт. Кирилл Иерусалимский ===== **Отвеща Ему недужный: ей, Господи, человека не имам, да, егда возмутится вода, ввержет мя в купель: егда же прихожду аз, ин прежде мене слазит** **Ей, Господи**. Многолетие недугов моих заставляет меня желать здравия, и я желаю оного, но **человека не имам**. Не унывай, о человек! что ты не имеешь человека: Бога имеешь предстоящего, Который одною частию человек, а другою Бог есть: и то и другое надлежит исповедывать. Ибо исповедание единого человечества, без Божества, неполезно, а паче клятву наводит: ибо //проклят, иже надеется на человека// [[old:ier:17:05|(Иер. 17, 5)]]. Посему, если и мы, надеясь на Иисуса, надеемся на человека токмо, а не вместе и Божество совокупляем с надеждою сею, наследуем клятву. Без сомнения хочу я цел быти, но **человека не имам**. Смотри, не там ли (Спаситель) оказал действие, где оскудело спасение? Ибо многие из недужных и дома имели, еще же и знаемых, и иных некоторых, сей же подлинно всяким убожеством будучи угнетаем, и от внешней помощи никакого пособия не имея, но быв оставлен одиноким, имел помощником Единородного Сына Божия. //Хощеши ли цел быти//? **Ей, Господи, но человека не имам, да егда возмутится вода, ввержет мя в купель**. Ты имеешь источник, по оному: //яко у Тебе источник живота// [[old:ps:035:10|(Пс. 35, 10)]], источник, источники производящий. //Иже бо аще пиет от воды сея// [[new:in:04:14|(Ин. 4, 14)]], //реки истекут от чрева его//, не воды текущия долу, но воды скачущия: [[new:in:07:38|(Ин. 7, 38)]] (ибо вода Иисусова не от вышних стран к нижним, но от земных к небесным скачущими нас делает). Воды скачущия в живот вечный: ибо источник благих Иисус есть. **//Беседа о расслабленном при купели.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня** Во время святой Пятидесятницы Ангелы, сходя с неба, возмущали воду купальни и из нее издавали звук как вестника своего присутствия. Тогда вода освящалась как бы от святых духов. И кто из множества больных, придя ранее, предупреждал других, тот выходил освобожденным от удручавшего его недуга, но целебная сила уделялась одному только предвосхищавшему. И это было знамением подзаконной помощи чрез Ангелов, направлявшейся к одному только народу Иудейскому и, кроме него, никому другому не сообщавшейся. От Дана до Вирсавии изрекались постановления чрез Моисея, причем служили Ангелы на горе Синае, в день, впоследствии установленной святой Пятидесятницы. Поэтому-то и вода купальни возмущалась не в другое время, являя чрез это нисхождение в нее святых Ангелов. Итак, расслабленный, не имея, кто бы вверг его в воду, вместе с удручающей его болезнью оплакивал и отсутствие помощников в словах: **«человека не имею»**, очевидно, который снес бы его в воду. Ожидал он, что Иисус, конечно, даст ему совет относительно этого. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга II.//** ===== Свт. Феолипт Филадельфийский ===== **Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня** Кто воздерживается от зла, раскаивается и исповедуется, тот обретает мудрое разумение, которым человек приводится к покаянию и делается здоровым. Однако если кто-нибудь, сначала начав раскаиваться, затем отсрочивает и откладывает исповедь, относится с пренебрежением к дню сегодняшнему и переносит все свое покаяние на день завтрашний, то он не имеет человека, то есть подлинно человеческого образа мыслей, нося в себе скотское и неразумное ведение. Ведь только он, как кажется, начинает продвигаться к покаянию, обличая себя и раскаиваясь, то тут же помысел откладывания и промедления упреждает благое намерение и лишает душу исцеления. И опять человек живет во грехах и продолжает болеть душой, не находя избавления от страстей. **//Оглашения. Оглашение 3.//** ===== Свт. Николай Сербский ===== **Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня** См. Толкование на [[new:in:05:05#svt_nikolaj_serbskij|Ин. 5:5]] ===== Прп. Нил Синайский ===== **Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня** **«Человека не имам, да егда»** назнаменует Ангел, **«ввержет мя в купель»** врачевания [[new:in:05:07|(Ин. 5:7)]], сказал Господу состарившийся, лежа при Овчей купели, расслабленный. Итак, поскольку он многие годы с верою и терпением по собственной воле, в благом уповании, мужественно боролся с великим недугом и великодушно переносил оный, благодаря, исповедуя падения свои, памятуя падения давние так же, как недавно случившиеся, и столько времени не имея человека, то сподобился того, что Бог, соделавшийся Человеком, лучше же сказать, Человеколюбцем, в купели Своих щедрот исцеляет всякий его недуг, душевный и телесный, и руководит его к горнему граду. **//Письма на разные темы. Пресвитеру Нилу.//** ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня** См. Толкование на [[new:in:05:05#prp_maksim_ispovednik|Ин. 5:5]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня** См. Толкование на [[new:in:05:05#blzh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 5:5]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Отвеща Ему недужный: ей, Господи, человека не имам, да, егда возмутится вода, ввержет мя в купель: егда же прихожду аз, ин прежде мене слазит** Больной предполагал, что Иисус Христос спросил его об этом или для того, чтобы изобличить в том, что он по своему нерадению пропускает лечение, или же потому, что желает ему помочь опуститься в купель. Поэтому и отвечает, что он пропускает это потому, что не имеет человека. Сказав: //егда же прихожду аз, ин прежде мене слазит//, больной показал свое терпение именно тем, что, не имея успеха столько лет, он все-таки оставался и не отчаивался; хотя это случалось не вследствие его небрежности, а вследствие того, что его отталкивали и обижали другие, он, однако, не терял надежды. А мы, если только не получаем чего-либо от Бога после кратковременной, хотя и усердной молитвы, тотчас бросаем ее и охладеваем. Но, скажут, весьма трудно молиться постоянно. Какая же добродетель не трудна? Потому постоянная молитва и весьма полезна, что весьма трудна. ===== Лопухин А.П. ===== **Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня** См. Толкование на [[new:in:05:05#lopuxin_ap|Ин. 5:5]] [<10>]