[<10>] ====== Толкования на Ин. 5:16 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И сего ради гоняху Иисуса Иудее и искаху Его убити, зане сия творяше в субботу** См. Толкование на [[new:in:05:15#svt_ioann_zlatoust|Ин. 5:15]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу** **«И сего ради гоняху иудеи Иисуса и искаху Его убити, зане сия творяше в субботу».** Речь заключает здесь не простое только указание на неистовство иудеев, ибо в словах **«зане сия творяше в субботу»** Евангелист с особенной выразительностью указывает опять на то, что не только преследуют, но и на то, за что они не стыдятся делать этого. Ведь безрассудно и нечестиво преследуют, как будто закон воспрещает делать добро в субботу, как будто нельзя оказывать милосердие и сострадание к болящим, как будто должно отказаться от закона любви, подвига братолюбия, благодатной кротости. Что иудеи пренебрегают добродетелью (в субботу), не понимая цели законодательства о субботе и напрасно соблюдая ее, это можно доказать разнообразными способами. Так и Сам Христос сказал однажды, что каждый из них водит поить своего вола или овцу [[new:lk:13:15|(Лк. 13:15)]], и //«обрезание принимает человек в субботу, чтобы не был нарушен закон Моисеев»//, – а между тем негодуют на то, //«что всего человека здрава сотворих в субботу»// [[new:in:07:23|(Ин. 7:23)]], благодаря великому упрямству нравов и вместе безрассудству, даже пред бессловесными не давая преимущества сотворенному по образу Божию, но утверждая, что овце можно оказывать милость в субботу и нет вины освобождать ее от голода и жажды, напротив – строжайшему обвинению за нарушение закона подлежат те, которые будут благостны и добры к ближнему своему в субботу. Но чтобы опять видеть нам, что они чрезмерно безумствуют и за это справедливо должны выслушивать: //«прельщаетеся, не ведуще писаний»// [[new:mf:22:29|(Мф. 22:29)]], для этого в ясное доказательство возьмем некогда живо предначертанного, как в образе, Иисуса, Который безразлично относился к субботе. После того как всемудрый Моисей, как написано [[old:nav:06:start|(Нав. 6)]], в глубокой старости удалился от человеческих дел и переселился в вышние обители, судом и определением Вседержителя Бога предводительство над Израилем получил и наследовал сын Навина Иисус. И поскольку он, окружив Иерихон многочисленным войском, хотел уже взять его и разрушить, то дал левитам знак, чтобы они обносили ковчег кругом (стен) во все шесть дней, а в седьмой, то есть в субботу, приказал безмерному множеству войск трубить в трубы. И вот потряслась стена, и они, вбежав внутрь, берут город, не соблюдая не благовременное бездействие субботнее и во время нее не отказываясь от победы ради запрещения закона, также и не противодействуя тогда распоряжениям Иисуса и оставив начальство сего мужа совершенно свободным от порицания. Это – прообраз. Когда же пришла Истина, то есть Христос, разрушив и покорив согражденное дьяволом против человеческой природы тление, и когда является совершающим это в субботу, в лице расслабленного, как бы во введении и начале дела, то они неразумно негодуют и осуждают благопослушание отцов своих, не позволяя преодолевать угнетаемую болезнями природу, поскольку обращаются к преследованию Иисуса, благодеющего в субботу. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга II.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу** См. Толкование на [[new:in:05:14#blzh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 5:14]] ===== Евфимий Зигабен ===== **И сего ради гоняху Иисуса Иудее, и искаху его убити, зане сия творяше в субботу** Это было только явным предлогом, а тайной причиной была зависть. ===== Лопухин А.П. ===== **И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу** См. Толкование на [[new:in:05:14#lopuxin_ap|Ин. 5:14]] [<10>]