[<10>] ====== Толкования на Ин. 5:21 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Якоже бо Отец воскрешает мертвыя и живит, тако и Сын, ихже хощет, живит** См. Толкование на [[new:in:05:18#svt_ioann_zlatoust|Ин. 5:18]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет** **«Якоже бо Отец воскрешает мертвыя и живит, тако и Сын, ихже хощет, живит».** Усматривай опять и здесь ясное доказательство равенства. Кто равно (с Богом Отцем) действует в оживлении мертвых, может ли быть Он в чем-либо меньше? Или каким образом мог бы быть инородным и разноприродным Тот, Кто блистает одинаковыми свойствами? А сила животворения есть свойство Божественной природы, которое одинаково присуще Отцу и Сыну. Притом не особо и Сам по Себе Отец животворит одних, а Сын – особо и отдельно других, ибо Он все совершает, природно имея в Себе Отца, и Отец все производит чрез Сына. Но поскольку Отец имеет в Своей природе силу животворить, точно так же, как и Он (Сын), то и усвояет, как особо Каждому из Них присущую, силу животворить мертвых. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга II.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет** См. Толкование на [[new:in:05:01#blzh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 5:1]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Якоже бо Отец воскрешает мертвыя и живит, тако и Сын, ихже хощет, живит** От низкого опять восходит к возвышенному. Если как Отец, так и Он оживляет, кого хочет, то значит Он равной силы с Отцом. Слова //якоже Отец... живит// указывают на равенство силы, а слова //ихже хощет// – на неизменяемость власти. Если же Сын и может, и имеет власть, то почему же Он не может ничего творить Сам от Себя? Не может без Отца, потому что у Них одна и та же сила и воля. ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет** Дела, которые должны привести в чрезвычайное удивление иудеев, – это воскрешение и оживление мертвых, которое будет совершаться Сыном так, как совершает оное Отец. «Отец воскрешает» безотносительно ко времени: Он воскрешал и прежде, воскрешает и теперь и будет воскрешать потом (ср. [[old:vtor:32:39|Втор.32:39]]; [[old:1ts:02:06|1Цар.2:6;]] [[old:os:06:02|Ос.6:2;]] [[old:iez:37:01|Иез.37:1–10]]; [[old:dan:12:02|Дан.12:2]]). Так же и //«Сын оживляет кого хочет»//, – опять, как и в первом предложении, безотносительно ко времени – оживляет и будет оживлять. //«Kого хочет»//. Это выражение прибавлено ввиду того, что здесь говорится о воскрешении мертвых, которые своей воли не имеют, а подчиняются воле Сына. Некоторые толкователи (например, еп. Михаил) видят в этом прибавлении указание на то, что Господь пока говорит о воскрешении не в собственном смысле, а о духовнонравственном воскрешении живых людей через возрождение Христовой благодатью. Но с таким толкованием едва ли можно согласиться. Нужно не упускать из виду того обстоятельства, что воскрешение здесь ставится в зависимость только от воли Христа, а между тем духовное возрождение не может состояться без согласия самого возрождаемого или без веры. Христос, конечно, всех хотел воскресить в духовном смысле, но сами люди часто сопротивлялись этому желанию Христа [[new:in:05:40|(Ин.5:40;]] [[new:mf:23:37|Мф.23:37)]]. Притом Христос говорит, что оживление мертвых относится к числу таких дел, какие Отец еще не показал Ему, а покажет со временем (стих 20). Между тем, дела духовного оживления Христос совершал и прежде [[new:in:01:37|(Ин.1:37–51,]] [[new:in:02:23|2:23–24,]] [[new:in:04:10|4:10–42)]]. Наконец, противники Христа не только не дивились таким делам Его, а, напротив, видели в них дела обманщика или человека, стоящего в зависимости от сил, враждебных Богу [[new:in:09:16|(Ин.9:16)]]. Ввиду всего этого под «//воскрешением//» и «оживлением» здесь следует понимать только воскрешение телесно мертвых, которое, как необыкновенное чудо, и должно было привести в чрезвычайное изумление врагов Христа. [<10>]