[<10>] ====== Толкования на Ин. 5:26 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Якоже бо Отец имать живот в Себе, тако даде и Сынови живот имети в Себе** Словом **«даде»** дает разуметь о Себе, что Он не Отец, а словом **«тако»** показывает естественное подобие и единство Сына со Отцом. Поэтому, если было, когда не имел Отец, то явно, что было, когда не имел и Сын. Ибо как имеет Отец, так имеет и Сын. А если нечестиво говорить это, гораздо же благочестивее сказать, что Отец всегда имеет, то когда говорит Сын, что как имеет Отец, так имеет и Сын, совместно ли с чем утверждать еретикам, что Он имеет не так, но иначе? Посему более достойно веры Слово, и всегда имея все то, что именует Себя приявшим, имеет это от Отца. Отец имеет не от кого – либо, а Сын имеет от Отца. Как в рассуждении сияния, если само сияние скажет: «Свет дал мне освещать всякое место, и я освещаю не от себя, но как хочет это свет», – то, говоря это, покажет не то, что некогда не имело оно сего, а напротив следующее: «Я собственность света, и все, что принадлежит ему, есть мое», так и еще в большей мере должно представлять себе и о Сыне. Отец, все дав Сыну, все опять Сам имеет в Сыне. И когда имеет Сын, Отец опять имеет это, потому что Божество Сына есть Божество Отца. Так, Отец в Сыне промышляет обо всем. **//На ариан слово третье.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 26-29 **Якоже бо Отец имать живот в Себе, тако даде и Сынови живот имети в Себе и область даде Ему и суд творити, яко Сын Человечь есть. Не дивитеся сему: яко грядет час, в оньже вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая в воскрешение суда** Потом прилагает и объяснительный довод к словам Своим, говоря: **якоже бо Отец имать живот в Себе, тако даде и Сынови живот имети в Себе** [[new:in:05:26|(ст. 26)]]. Видишь ли, какое здесь равенство открывается, с тем только различием, что один – Отец, а другой – Сын? Слово: **даде** одно только и выражает различие, а во всем прочем показывается равенство и единение. А отсюда ясно, что Он делает все с такою же властию и силою, с какою Отец, и ни от кого иного не заимствует Своей силы. Он так же имеет жизнь в Себе, как и Отец. Потому и далее тотчас присовокупляет такие слова, из которых можем уразуметь и предыдущие. Какие же именно? **И область даде Ему и суд творити** [[new:in:05:27|(ст. 27)]]. Но для чего Он так часто повторяет о воскресении и суде? //Якоже//, говорит, //Отец воскрешает мертвыя и живит, тако и Сын, ихже хощет, живит//. Опять: //Отец не судит ни комуже, но суд весь даде Сынови.// И еще: //якоже Отец имать живот в Себе, тако даде и Сынови живот имети в Себе.// Также: //услышат глас Сына Божия и услышавше оживут.// И здесь опять: **и область даде Ему и суд творити.** Для чего же Он так часто касается этих предметов, то есть суда, жизни и воскресения? Потому, что это больше всего может подействовать и на самого несговорчивого слушателя. Кто убежден, что воскреснет и даст тогда отчет во грехах своих, тот, хотя бы и не видел никакого другого знамения, по одному этому убеждению скоро обратится и постарается умилостивить Судию своего. **Яко Сын Человечь есть, не дивитеся сему** [[new:in:05:27|(ст. 27, 28)]]. Павел Самосатский не так читает это место, а – как? Область даде Ему суд творити, яко Сын Человечь есть. Но такое чтение не имеет никакой последовательности. Он не потому получил суд, что Он человек; иначе, что препятствовало бы и всем людям быть судьями? Но потому Он есть Судия, что Он – Сын неизреченного Существа. Поэтому и надобно читать так: **яко Сын Человечь есть, не дивитеся сему.** Так как слушателям могли казаться слова Его не совместными, потому что они почитали Его не более как простым человеком, а между тем слова Его были выше человека, даже выше ангела, и только одному Богу могли быть свойственны, то, разрешая такое недоумение, Он и присовокупляет: **не дивитеся, яко Сын Человечь есть: яко грядет час, в оньже вси, сущии во гробех, услышат глас Его, и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая в воскрешение суда** [[new:in:05:28|(ст. 28–29)]]. Но почему Он не сказал так: «не дивитеся, яко Сын Человечь есть; Он есть вместе и Сын Божий», – а упомянул о воскресении? Он уже высказал это выше: //услышат глас Сына Божия.// А что здесь умолчал об этом, не удивляйся. Говоря о таком деле, которое свойственно Богу, этим самым дает слушателям основание заключать, что Он есть и Бог, и Сын Божий. Если бы Он часто повторял это, то слушателям это надоело бы, а доказывая то же самое чудными делами, Он делал учение Свое не столь ненавистным. Так и те, которые составляют умозаключения, положив известные основания, твердо доказывающие искомую истину, часто не выводят из них заключения, а, чтобы более убедить в том слушателя и одержать более блистательную победу, предоставляют самому противнику вывести надлежащее заключение, так что присутствующие при этом тем более соглашаются с ними, когда противники произносят суд против самих себя. Далее Христос, упоминая о воскресении относительно Лазаря, умолчал о суде, – потому что не для суда воскрес Лазарь; а говоря о всеобщем воскресении, присовокупил и то, что **сотворшии благая изыдут в воскрешение живота, а сотворшии злая в воскрешение суда.** Подобным образом Иоанн убеждал слушателей напоминанием о суде и тем, что //иже не верует в Сына, не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нем// [[new:in:03:36|(3, 36)]]. Так и Сам Христос говорил Никодиму: //веруяй в Сына не будет осужден, а не веруяй уже осужден есть// [[new:in:03:18|(3, 18)]]. Так и здесь Он упоминает о суде и наказании за злые дела. Выше Он сказал: //слушаяй словесе Моего и веруяй Пославшему Мя на суд не приидет//; а чтобы кто не подумал, будто это одно достаточно для спасения, Он касается и дел жизни и говорит: **сотворшии благая изыдут в воскрешение живота, а сотворшии злая в воскрешение суда.** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 26-27 **Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий** **«Якоже бо Отец имать живот в Себе, тако и Сынови даде живот имети в Себе. И область даде Ему суд творити, яко Сын Человечь есть».** Замечай, пожалуйста, и в этих словах домостроительство, чтобы дивиться образу речи и, по невежеству впадая в соблазны, самому на себя не навлекать погибели. Будучи человеком – поскольку это относится к природе тела, – видимый с плотью на земле еще, как один из нас, и многообразно наставляя иудеев к спасению, Единородный облек Себя блеском двух Божественных дел, а именно: Он ясно утверждал, что воскресит мертвых и приведет их на суд пред Своим престолом. Но, вероятно, это было весьма неприятно для слушателей, которые уже обвиняли Его и воображали справедливым преследовать Его за то, что //«Отцем Своим называл Бога, равным Себя делая Богу»// (ст. [[new:in:05:18|18]]). Поэтому к Божественной власти и боголепному блеску присоединив соответствующее человечеству слово, Он прикрывает тяжесть гнева, несколько мягче и слабее, чем как надлежало, говоря: //«ибо как Отец имеет жизнь в Себе Самом, так и Сыну дал жизнь иметь в Себе Самом».// Не удивляйтесь, говорит, тому, если, будучи теперь подобен вам и оказываясь человеком, Я обещаю некогда воскресить мертвых и грожу привести их на суд. Отец дал мне силу животворить, дал мне и власть судить. А как посредством этих слов исцелил нетвердый слух иудеев, то поспешно и благополезно обращает Свою заботу и на дальнейшее и тотчас же, объясняя причину, почему Он говорит о Себе, что //«принял»//, выставляет на вид человечество как ничего само по себе не имеющее в словах: **«потому что Сын Человеческий есть»** (Он). А о том, что Единородный по природе есть и жизнь и не получает жизнь от другого, но животворит так же, как и Отец, – об этом считаю лишним говорить в настоящий раз, так как у нас немалое об этом было рассуждение в начале книги, при толковании изречения: //«что произошло, в Нем жизнию было»// [[new:in:01:03|(Ин. 1:3–4)]]. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга II.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе** См. Толкование на [[new:in:05:25#blzh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 5:25]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Якоже бо Отец имать живот в Себе, тако даде и Сынови живот имети в Себе** //Даде// – выражение уничиженное и имеет мудрую цель. //Имать живот в Себе// – вместо: служить источником жизни. ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 26-27 **Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий** Чтобы показать, что в этом обещании воскрешать мертвых в собственном смысле этого слова нет и следа какого-либо самопревозношения и ошибочного расчета, Христос говорит, что Отец дал Ему иметь в Себе жизнь и производить суд. Что значит //«иметь жизнь в Самом Себе»?// Твари не могут существовать без помощи Бога. Без Его дыхания, их оживляющего и поддерживающего, они гибнут. Без пищи, которую им посылает Бог, они жить не могут [[old:ps:103:27|(Пс.103:27–30]]; [[new:act:17:25|Деян.17:25–28)]]. Только Бог в Своем бытии ничем не ограничен, ни от чего не зависит и, напротив, Сам из безграничной полноты Своей жизни может сообщать жизнь в безграничных размерах. Вот что значит //«иметь жизнь в Самом Себе»//. Что касается Сына, то Он может делать по отношению к тварям то же самое, что и Отец, не причиняя этим никакого ущерба Себе (ср. [[new:in:01:16|Ин.1:16]]), но Сын обладает такой полнотой жизни как даром, полученным от Отца (ср. стихи 19, 30). То же нужно сказать и о Его деятельности как Судии человечества: и она есть следствие полученной от Отца власти. //«Потому что Он есть Сын Человеческий»//. Так как здесь (стихи 26–27) речь идет не только о суде, но и об оживлении, которое дано совершать Сыну, то рассматриваемые слова должны содержать в себе обоснование как судящей деятельности Христа, так и Его права воскрешать и оживлять. Таким обоснованием является указание на то, что Христос есть //«Сын Человеческий»//. Это выражение уже неоднократно встречалось в синоптических Евангелиях, встречалось оно и у Иоанна [[new:in:01:51|(Ин.1:51,]] [[new:in:03:14|3:14]]). Из контекста речи ясно, что в настоящем случае евангелист этим выражением хочет обозначить особое право, особое основание, в силу которого Сын явится Судьею людей. Странно было бы предположить, что Христос такое Свое право основывал только на том, что Он «истинный человек» и что поэтому Ему легко будет разбирать дела человеческие. С таким же правом могли выступить в качестве судей над человечеством и многие другие! Притом Новому Завету вообще чуждо употребление термина «сын человеческий» в смысле «человека». Если где и встречается замена понятия «//человек//» означенным термином, то только в местах, заимствованных из Ветхого Завета [[new:evr:02:06|(Евр.2:6]]; [[new:otkr:01:13|Откр.1:13,]] [[new:otkr:14:14|14:14).]] Поэтому правильнее полагать, что Христос употребил здесь термин //«Сын Человеческий»// как обозначение Мессии, Царя устроенного Им Самим Царства Божия. Только в таком смысле и иудеи, слушатели Христа, могли понять это выражение. [<10>]