[<10>] ====== Толкования на Ин. 5:41 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 41-43 **Славы от человек не приемлю, но разумех вы, яко любве Божия не имате в себе. Аз приидох во имя Отца Моего, и не приемлете Мене: аще ин приидет во имя свое, того приемлете** Далее, чтобы, ради великого попечения Его об них, не стали они подозревать Его в любочестии и чтобы не подумали, будто, желая от них веры Себе, Он наблюдает Свою выгоду (а Он упоминал и о голосе Иоанна, и о свидетельстве Бога Отца, и о Своих делах, и обещал жизнь, и употреблял все, чтобы привлечь их к Себе), – так как, говорю, многие, вероятно, подозревали, что Он говорил такие слова из любви к славе, то вот послушай, что Он прибавляет: **славы от человек не приемлю** [[new:in:05:41|(ст. 41)]], то есть не имею в ней нужды. Не такова, говорит, Моя природа, чтобы Мне нуждаться в человеческой славе. Если солнце от светильника не получает приращения света, тем более Я далек от того, чтобы иметь нужду в человеческой славе. А для чего говоришь это, могли сказать Ему, если не нуждаешься в славе? //Да вы спасены будете// [[new:in:05:34|(ст. 34)]]; это Он сказал еще прежде. Но то же самое выражает и здесь словами: //да живот имате.// Но Он выставляет и другую причину, – какую? **Разумех вы, яко любве Божия не имате в себе** [[new:in:05:42|(ст. 42)]]. Иудеи часто гнали Его, будто бы из любви к Богу, – за то, что Он делал Себя равным Богу [[new:in:05:18|(ст. 18)]]; с другой стороны, Он знал, что они не хотели веровать в Него. Итак, если бы кто спросил: для чего же Ты говоришь это? – Он и отвечает: для того, чтобы обличить вас в том, что вы преследуете Меня не из любви к Богу. И Сам Он свидетельствует обо Мне и делами, и Писаниями. Как прежде вы Меня гнали, считая Меня богопротивником, так теперь, когда Я показал это, вам следовало бы обратиться ко Мне, если бы вы любили Бога. Но вы не любите Его; поэтому-то Я и сказал это, чтобы показать, что вы слишком надменны и напрасно хвалитесь, прикрывая только свою зависть. Но это доказывает Он не только из настоящих обстоятельств, но и последующих. **Аз приидох**, говорит, **во имя Отца Моего, и не приемлете Мене; аще ин приидет во имя свое, того приемлете** [[new:in:05:43|(ст. 43)]]. Видишь ли, как Он и там и здесь говорит о Себе, что Он послан от Отца, и суд получил от Него, и ничего не может делать Сам от Себя, именно для того, чтобы отсечь всякий предлог к неправомыслию. Но о ком это Он говорит: **приидет во имя свое**? Здесь Христос намекает на антихриста и вместе представляет неопровержимое доказательство их неблагомыслия. Если вы преследуете Меня, говорит Он, из любви к Богу, то гораздо более следовало бы так поступить с антихристом. Он ничего подобного не будет говорить, то есть что послан от Отца, что пришел по воле Его; но совершенно напротив, насильственно будет похищать все ему не принадлежащее и называть себя богом над всем, как и Павел пишет: //паче всякаго глаголемаго Бога или чтилища, показующу себе, яко Бог есть// [[new:2sol:02:04|(2 Сол. 2, 4)]]. Это именно и значит, что он **приидет во имя свое**. Но Я, говорит Христос, пришел не так, а во имя Отца Моего. Достаточно было и этого для доказательства, что они не любят Бога, так как не приняли Того, Кто говорил им о Себе, что послан от Бога. Но в настоящем случае Он показывает бесстыдство их и с противоположной стороны – из того, что они готовы принять антихриста. Как скоро они не приняли говорившего им о Себе, что Он послан от Бога, но готовы были поклониться тому, который не признает Бога, а превозносится и выдает себя за Бога над всеми, то ясно, что гонение (на Христа) было делом зависти, а не любви к Богу. Таким образом, Христос представляет две причины на то, что сказал о Себе: сперва более снисходительную, сказав: //да вы спасени будете//, и: //живот имате//: потом, – так как они намеревались осмеять Его, – представляет и более поразительную причину, показывая, что, хотя бы слушающие и не веровали Ему, Бог во всяком случае сделает Ему угодное. Павел, беседуя об антихристе, пророчески сказал: //послет им Бог действо льсти, да суд приимут вси не веровавшии истине, но благоволившии в неправде// [[new:2sol:02:11|(2 Сол. 2, 11, 12)]]. Но Христос не сказал, что антихрист придет, но: **аще приидет**, щадя слушателей, потому что их нечестие тогда еще не вполне открылось. Вот почему Он умолчал о причине пришествия антихриста; а Павел с точностию означил эту причину для людей, могущих разуметь, и тем лишил иудеев всякого извинения. ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 41-42 **Не принимаю славы от человеков, но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу** **«Славы от человека не приемлю: но разумех вы, яко любве Божия не имате в себе».** Чувствует опять, а вернее – как Бог видит, что непослушная и необузданная толпа фарисеев свирепеет не столько за то, что обвинял их в ненадлежащем исследовании Писаний, но более за слова: //«Не хотите прийти ко Мне»//. Чем постоянно болеют сами, то, думают, может обладать и Спасителем. Вероятно, они думали – и это по великому безумию, – что Спаситель одержим честолюбием начальствовать над ними и желанием получать Себе почести от всех, чрез призвание их в ученики Себе. Возымев в своем уме такое подозрение, они уже стали ожидать вскорости лишиться власти над народом и немало скрежетали, видя, что Наследник хочет потребовать плод виноградника. Посему в гневе и злости за сказанное (Христом) они едва не говорят находящееся в евангельских притчах: //«Пойдемте, убьем Его и удержим наследство Его»// [[new:mf:21:38|(Мф. 21:38)]]. Поэтому, уничтожая это, из суетности в них родившееся, подозрение и вырывая у них ростки зависти и злости, Он говорит открыто: **«Славы от человека не принимаю»**. Не зову, говорит, слушателей в ученики к Себе с тем, чтобы, подобно вам, уловлять Себе почести от вас ли или от других, – да и не мог бы Я получить этой награды за Свое учение, так как Сам по Себе имею всю полноту славы, не уступающей пред славой от вас, но Я сказал, что вы не хотите прийти ко Мне, потому что ясно узнал, **«что любви Божией не имеете в себе»**. Будучи лишены любви к Богу, говорит, как же вы могли бы прийти ко Мне, от Бога явившемуся Богу Единородному? **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга III.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Не принимаю славы от человеков** Постарайся и ты так вести себя, чтобы видно было, что ты ищешь славы Божией, а не человеческой. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Не принимаю славы от человеков** См. Толкование на [[new:in:05:39#blzh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 5:39]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Славы от человек не приемлю** Не люблю ее, так как не нуждаюсь в ней, подобно тому как солнце не нуждается в свете светильника. Но зачем же Иисус Христос говорил это? Чтобы всяким способом привлечь их к вере, через которую они могли иметь жизнь вечную. ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 41-42 **Не принимаю славы от человеков, но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу** Господь говорит о Себе как о едином Источнике жизни вовсе не из узкого честолюбия: для Него не имеет привлекательности тот почет, каким люди обыкновенно окружают своих избранников. Он не потому так строго отзывался об иудеях, что недоволен был их непочтительным отношением к Нему как к учителю. Его резкие отзывы об иудеях объясняются тем, что Он хорошо знает их как людей, которые не имеют любви к Богу или, правильнее, любви Божией, какая свойственна Богу (ср. [[new:in:17:26|Ин.17:26]]; [[new:rim:05:05|Рим.5:5]]). В самом деле, если бы они имели такую любовь, которая обнаруживается в сострадании и милосердии к несчастным, то они не восстали бы против Христа за то, что Он совершил исцеление расслабленного в субботу. [<10>]