[<10>] ====== Толкования на Ин. 6:2 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **и по Нем идяше народ мног, яко видяху знамения Его, яже творяше над недужными** См. Толкование на [[new:in:06:01#svt_ioann_zlatoust|Ин. 6:1]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 2-4 **За Ним последовало множество народа, потому что видели чудеса, которые Он творил над больными. Иисус взошел на гору и там сидел с учениками Своими. Приближалась же Пасха, праздник Иудейский** **«Идяше же по Нем народ мног, яко видяху знамения, яже творяше над недужными. Взыде же на гору Иисус и ту седяше со ученики Своими. Бе же близ пасха, праздник Иудейский».** Когда Господь удалился из Иерусалима, согласно сказанному у пророков: //«Оставил Я дом Мой, покинул удел Мой»// [[old:ier:12:07|(Иер. 12:7)]], – когда Он, оттолкнув непослушный и необузданный народ Иудейский, предает Себя иноплеменникам, тогда и //«великое множество следует (за Ним)»//. Восходит Он и на гору, в полное соответствие тому, что сказал в предупреждение: //«И Я когда вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе»// [[new:in:12:32|(Ин. 12:32)]]. А вознесен Он был от земли и тогда, когда восходил за нас на крест. Вознесен был опять и иначе, когда, как на гору, восшел в Божественную честь и славу, ибо мы не бесчестим Его, подобно иудеям, но поклоняемся Ему как Богу и Спасителю. Ведь у тех Он считался кем-то низким и совершенно ничтожным, – не содрогались они даже и называть Его самарянином [[new:in:08:48|(Ин. 8:48)]], а несколько приличнее бесчестили Его, называя плотниковым сыном [[new:mf:13:55|(Мф. 13:55)]]. А у верующих в Него Он вызывает благоговение как чудотворец и Бог, как совершитель дивных дел. В самом деле, послушай, сколь благочестивая цель руководит последовавшими за Ним: **«Потому что»**, – сказано, – **«созерцали знамения над немощными»**, – именно потому считали должным горячо следовать за Ним, что от совершавшихся дел приходили к соответственному (делам) познанию Совершавшего и по Божественному всемогуществу уразумевали Сына, природно им (всемогуществом) облеченного. Этим же путем Спаситель повелел приходить нам к вере в Него, в словах: //«Ибо дела, кои Я творю, сами дела свидетельствуют о Мне»// [[new:in:05:36|(Ин. 5:36)]], и опять: //«Если не творю дела Отца Моего, не веруйте мне, – если же творю и если Мне не веруете, делам Моим веруйте»// [[new:in:10:37|(Ин. 10:37–38)]]. Как //«от величия красоты созданий Творец их созерцается»// Бог [[old:prsir:13:05|(Прем. 13:5)]], так от Божественных знамений, по точно такому же способу рассуждений, созерцается Совершитель знамений, и вера последователей Его справедливо должна иметь к Нему благоговение. Но, думаю, в этих словах сокрыта и более тонкая и непростая мысль. Обратим внимание на то, что, по словам Евангелиста, последовавшие за Христом не только были любозрителями **«знамений»** (вообще), но (он указывает и на то), пред какими именно **«знамениями»** они справедливо благоговели, так как прибавляет: **«кои (знамения) творил над немощными»**, дабы чрез это показать противоположность в мыслях между иудеями и последовавшими (за Ним). Одни за то, что исцелил расслабленного, нечестиво негодуют, а другие не только удивляются за это, когда Он был в присутствии их, но и к удаляющемуся сходятся, как к чудотворцу и Богу. Посему да избежим свойственного иудеям неразумия, – исповедуя Христа Владыкой своим, будем приникать к Нему непрестанно, что терпеливо делали мудрейшие ученики, отнюдь не допуская отставать от Него и отделяться, наконец самими делами восклицая мужественно сказанное Павлом: //«Кто нас отлучит от любви Христовой!»// [[new:rim:08:35|(Рим. 8:35)]]. Будем же следовать за Ним и за гонимым и избегающим упорства врагов Своих, дабы восходить нам и **«на гору и там»** сидеть с Ним, то есть да поднимаемся к преславной и пресветлой благодати чрез соцарствование с Ним, как и Сам сказал: //«Вы последовавшие за Мною в искушениях Моих, в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своея, сядете и вы на двенадцати престолах, судя двенадцать колен Израилевых»// ([[new:mf:19:start|Мф. 19]] и [[new:lk:22:28|Лк. 22:28]]). Такие созерцания, думаю, заключает в себе изречение, что ученики пребывали при Спасителе и, взошедши, на горе сели с Ним. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга III.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **За Ним последовало множество народа, потому что видели чудеса, которые Он творил над больными** См. Толкование на [[new:in:06:01#blazh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 6:1]] ===== Евфимий Зигабен ===== **И по Нем идяше народ мног, яко видяху знамения Его, яже творяше над недужными ** Почему же евангелист чаще не перечисляет знамений? Потому что он по преимуществу занимается учением и речами Иисуса Христа. Этот народ, будучи грубее, следовал за Иисусом Христом ради чудес, а не ради учения Его, а тот, о котором говорится у Матфея, дивился учению Спасителя [[new:mf:07:28|(Мф. 7, 28]]; [[new:mf:08:22|22,]] [[new:mf:08:33|33)]]. ===== Лопухин А.П. ===== **За Ним последовало множество народа, потому что видели чудеса, которые Он творил над больными** Объяснение к истории насыщения пяти тысяч см. в комментариях к [[new:mf:14:13|Мф.14:13–21]]. Но у Иоанна есть некоторые детали этого события, требующие также пояснения. [<10>]