[<10>] ====== Толкования на Ин. 6:9 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 9-10 **есть отрочищь зде един, иже имать пять хлеб ячменных и две рыбе: но сии что суть на толико; Рече же Иисус: сотворите человеки возлещи. Бе же трава многа на месте. Возлеже убо мужей числом яко пять тысящ** Между тем, когда был спрошен Филипп, Андрей, брат Симона Петра, сказал: **есть отрочищь зде един, иже имать пять хлеб ячменных и две рыбе; но сии что суть на толико?** [[new:in:06:09|(ст. 9)]]. Андрей становится выше Филиппа; но и он не совсем понял дело. Я думаю, что он и не просто это сказал, а потому, что слышал о чудесах Пророков, о том, например, как Елисей совершил чудо над хлебами. Поэтому, хотя Андрей и взошел на некоторую высоту, но не смог достигнуть самой вершины. Отсюда же познаем мы, преданные сластолюбию, чем питались те великие и дивные мужи; обратим внимание на то, как скудна была их трапеза и по количеству, и по качеству пищи, и будем подражать им. Но последние слова Андрея показывают великую немощь. Сказав: **имать пять хлеб ячменных**, он присовокупил: **но сии что суть на толико?** Он думал, что чудотворец мог бы сделать только из малого малое, а из большего большее. Но было не так. Для Господа равно легко было из большего или меньшего числа хлебов произвести изобилие в них, потому что Он не нуждался для этого в готовом веществе. Но, чтобы не думали, что тварь чужда Его премудрости (как впоследствии говорили клеветники – маркиониты), Он для совершения чудес употребляет в орудие самую тварь. Итак, когда оба ученика не знали, что делать, Он тогда уже и совершает чудо. Признав предварительно трудность дела, они, таким образом, получали более пользы, – именно тем, что, когда оно совершится, они тем более должны были познать силу Божию. Так как должно было совершиться чудо, которое творили и Пророки, хотя не одинаковым образом, с другой же стороны, Христос, пред совершением его, имел намерение воздать хвалу Богу, то, чтобы ученики не впали в какую-либо немощную мысль, – смотри, как Христос возвышает чудо над всеми другими самим образом совершения его и показывает его отличие от чудес пророческих. Еще прежде, чем явились хлебы, Он уже творит чудо, чтобы ты знал, что Ему подчинено и не существующее, как существующее, как говорит Павел: //нарицаяй не сущая, яко сущая// [[new:rim:04:17|(Рим. 4, 17)]]. Как бы уже готова была трапеза, и совсем устроена, Он повелевает народу немедленно возлечь, и уже этим возбуждает мысль учеников. А они, уже получив пользу от сделанного им вопроса, тотчас повиновались, не смутились и не сказали: что это значит? как ты повелеваешь возлечь, когда еще ничего пред нами нет? Таким образом те, которые вначале так мало имели веры, что говорили: откуда нам купить хлеба? – те стали верить еще прежде, чем увидели чудо, и теперь охотно размещали народ. Но почему Христос, пред исцелением расслабленного, пред воскрешением мертвого, пред укрощением моря, не молился, а здесь, над хлебами, это делает? Он этим показывает, что, приступая к пище, нам должно воздавать благодарение Богу. С другой стороны, Он делал это обыкновенно в случаях не очень важных, чтобы ты знал, что Он это делает не по какой-либо нужде. А если бы нуждался (в молитве), то скорее Он делал бы это в чудотворениях важнейших. Но совершавший важнейшие чудеса Своею властию, без сомнения, и молитву совершал по снисхождению. Притом же, тут было много народа, и его надлежало убедить, что Христос пришел по воле Божией. Поэтому, когда Он творит какое-нибудь чудо наедине, то ничего такого не показывает; а когда совершает чудо при многих, то, чтобы они уверовали, что Он не враг Богу, не противник Родившему Его, чрез возношение хвалы уничтожает такое подозрение. ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества** См. Толкование на [[new:in:06:08#svt_kirill_aleksandrijskij|Ин. 6:8]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества** См. Толкование на [[new:in:06:05#blazh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 6:5]] ===== Евфимий Зигабен ===== **есть отрочищь зде един, иже имать пять хлеб ячменных и две рыбе: но сии что суть на толико** См. Толкование на [[new:in:06:08#evfimij_zigaben|Ин. 6:8]] ===== Лопухин А.П. ===== **здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества** См. Толкование на [[new:in:06:08#lopuxin_ap|Ин. 6:8]] [<10>]