[<10>] ====== Толкования на Ин. 6:18 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Море же, ветру велию дыхающу, воздвизашеся** См. Толкование на [[new:in:06:16#svt_ioann_zlatoust|Ин. 6:16]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Дул сильный ветер, и море волновалось** См. Толкование на [[new:in:06:17#svt_kirill_aleksandrijskij|Ин. 6:17]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Дул сильный ветер, и море волновалось** См. Толкование на [[new:in:06:16#blazh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 6:16]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Дул сильный ветер, и море волновалось** См. Толкование на [[new:in:06:17#evfimij_zigaben|Ин. 6:17]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 18-21 **Дул сильный ветер, и море волновалось. Проплыв около двадцати пяти или тридцати стадий, они увидели Иисуса, идущего по морю и приближающегося к лодке, и испугались. Но Он сказал им: это Я; не бойтесь. Они хотели принять Его в лодку; и тотчас лодка пристала к берегу, куда плыли** Евангелисты Матфей и Марк указывают время, когда к апостолам по морю подошел Иисус. Это было в четвертую ночную стражу. Вместо этого Иоанн указывает расстояние, какое проплыли ученики до встречи со Христом (стадия – см. [[new:lk:24:13|Лк.24:13]]). Kогда ученики //«хотели принять»// Христа в лодку, она тотчас подошла к тому месту, куда они держали путь, т. е. к Kапернауму. Согласно Евангелиям Матфея и Марка, они //«действительно приняли»// Иисуса в лодку, после чего буря, начавшаяся на море, успокоилась. Чтобы примирить эти противоречивые показания евангелистов, можно допустить, что Иоанн не упомянул о самом вступлении Христа в лодку, чтобы поскорее сообщить о чуде неожиданного прибытия лодки к месту назначения. Притом слово «вдруг» (εὐθέως) не всегда значит //«тотчас же»// (ср. [[new:mf:24:29|Мф.24:29]]), так что между прибытием лодки и явлением Христа на море могло пройти некоторое время, когда Он ехал в лодке с апостолами. Это было второе чудо, совершенное Христом в Галилее, о котором упоминает евангелист Иоанн. За этот период времени Христос, конечно, совершил в Галилее еще много чудес, но Иоанн описывает только два из них – насыщение пяти тысяч и хождение по морю. О символическом значении первого уже сказано выше (стих 4). С какой целью Иоанн сообщает о хождении Христа по морю? Вероятнее всего, он видел в этом чуде указание на то, что Христос будет помогать апостолам во всех опасностях, хотя бы апостолы считали Его далеким от них по месту пребывания. Затем Иоанн мог видеть в этом чуде доказательство того, что Христос имеет власть над силами природы и что дух вообще возвышается над телесностью и ее условиями. Kак стоящий по своей божественной природе выше закона тяготения и пространственной ограниченности, Христос шествует по волнующемуся морю, и при Его приближении к кораблю прекращается буря. В другом подобном случае [[new:mf:08:22|(Мф.8:22]] и сл.) буря прекращается по слову Христа, здесь – при одном Его приближении к кораблю. [<10>]