[<10>] ====== Толкования на Ин. 6:27 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **делайте не брашно гиблющее, но брашно пребывающее в живот вечный, еже Сын Человеческии вам даст: Сего бо Отец знамена Бог** //Вопрос//. Если не должно прилагать попечений о необходимом для жизни, и есть другое повеление Господа, сказавшего: **«Старайтесь не о пище тленной»**; то лишнее дело и работать? //Ответ//. Сам Господь в том и другом месте объяснил Свое повеление. Ибо там, запретив домогаться нужного для жизни словами: не ищите, //«что вам есть и что пить... потому что всего этого ищут язычники»//, присовокупил заповедь: //«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его»// [[new:mf:06:25|(Матф.6, 25]], [[new:mf:06:32|32–33)]]; а как должно искать, открыл сие на удостаиваемых царствия. Здесь же, запретив стараться **«о пище тленной»**, научил стараться **«о пище, пребывающей в жизнь вечную»**. Что же это за брашно, Сам опять объявил в другом месте, сказав: //«Моя пища есть творить волю Пославшего Меня»// Отца [[new:in:04:34|(Иоан.4, 34)]]. А ежели воля Божия состоит в том, чтобы алчущего напитать, жаждущего напоить, нагого одеть и прочее; то совершенно необходимо подражать Апостолу, который говорит: //«Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых»// [[new:act:20:35|(Деян.20,35)]], и повиноваться его учению: //«лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся»// [[new:ef:04:28|(Ефес.4,28)]]. Поелику же так сие предано нам Господом в Евангелии и чрез Апостола; то явно, что хлопотать или работать ради себя совершенно запрещается, но хлопотать и работать ради потребы ближнего, по заповеди Господней, надобно тем усерднее,-особенно потому, что Господь попечение о посвятивших себя Ему приемлет за попечение о Себе самом, и за оное обещает царство небесное. **//Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **делайте не брашно гиблющее, но брашно пребывающее в живот вечный, еже Сын Человеческии вам даст: Сего бо Отец знамена Бог** См. Толкование на [[new:in:06:26#svt_ioann_zlatoust|Ин. 6:26]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог** **«Делайте не брашно гибнущее, но брашно пребывающее в жизнь вечную».** Подобному же, как бы обобщая и расширяя речь, научает нас и //Павел// в словах: //«Сеющий в плоть от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную»// ([[new:gal:06:08|Гал. 6:8]]). Сеют, говорит, в плоть те, кои, плотскими удовольствиями как бы ослабив все удила, стремительно направляются ко всему, чего ни пожелают, нисколько не различая полезного для них от обычно причиняющего вред и зло, совсем не приучившись ценить волю Законодателя, безрассудно увлекаясь одним только приятным и временным и ничего не считая выше видимого. Сеют, напротив, в духа, утверждает (Апостол), то, чем желает нас украшать Святой Дух, употребляя все старание своей души и пользуясь столь напряженной заботой о возделывании благ, что если бы некоторый природный и неотложный закон необходимости не вынуждал их давать пищу телу, то они никогда бы не допустили себе снисходить до этого. Поэтому, думаю, нам отнюдь не подобает заботу о плоти обращать в похоти ([[new:rim:13:14|Рим. 13:14]]), а предаваться более необходимому и старательно упражняться в том, что возводит нас к вечной и Божественной жизни. Ведь чтить удовольствия тела и не считать ничего выше пресыщений чрева поистине есть скотское свойство и не чуждо крайнего бессмыслия. А предаваться благу, старательно украшаться добродетелями и подчиняться законам духа, а также со всей охотой получать от Бога то, что может нас напутствовать ко спасению, – все это, соглашусь, поистине приличествует тому, кто познает свою природу и не пребывает в неведении того, что он сотворен животным разумным по образу Создавшего. Так и Сам Спаситель говорит в одном месте: //«Не заботьтесь (и не говорите), что нам есть, или что пить, или во что одеться»// ([[new:mf:06:31|Мф. 6:31]]), но, принимая во внимание, что //«душа выше пищи и тело – одеяния»// ([[new:mf:06:25|Мф. 6:25]]), станем помышлять более о том, чтобы в хорошем состоянии находилась наивысшая сторона нашего существа. Ведь при хорошем состоянии тела и утучнении соответственными ему наслаждениями для бедной души нет никакой пользы, – а, напротив, появится даже и некоторый великий вред, ибо низойдет в огнь вечный, если, конечно, необходимо не соделавшим ничего доброго подвергаться за это наказанию, а при обуздывании тела надлежащим рассуждением и подчинении законам духа, без сомнения, необходимо спастись вместе тому и другой (телу и душе). Поэтому в высшей степени нелепо – о временной и едва уже не имеющей разрушиться плоти употреблять нам такие заботы, чтобы не считать должным отказывать ей в чем бы то ни было из угодного ей, а заботу о душе брать между делом и вменять ни во что, хотя, думаю, нам надо настолько старательнее предаваться заботам о душе, насколько она и лучше, чем плотское. Так, сравнительно высшее предпочитая пред низшим и имея справедливое суждение о том и другом, мы окажемся праведными и мудрыми судьями – и не другим отдадим правильность здравых суждений, но предоставим себе самим. Будем же, как говорит Спаситель, **«стараться не о пище гибнущей»**. Поместившись в чрево и на весьма малое время побаловав душу ничтожнейшим удовольствием, она выходит к афедрону и снова выводится из чрева. А пища духовная, сохраняющая сердце, укрепляет человека к жизни вечной, которую и обещается подавать нам Сам Христос, говоря: **«Которую Сын Человеческий вам даст»**, соединив человеческое вместе с Божественным и совокупив всю тайну домостроительства со плотью в мире. Загадочно как бы указывает на таинственную и духовную пищу, посредством коей, освящаемые и по телу и по душе, мы живем в Нем. Впрочем, несколько яснее, как увидим, Он говорит об этом в дальнейшем. Поэтому и речь об этом пусть сохранится для надлежащего времени и места. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга III.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий; ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог** Вы, говорит, ищете Меня из-за хлебов, желая насытиться ими. Но вы не должны всецело заниматься чревом, а должны преимущественно стараться о духовном и не употреблять всей заботы на пищу телесную. Ибо ее Он назвал пищею гибнущею. Так как многие из желающих жить праздно, и особенно масалиане, употребляют сии слова в защиту своей праздности, то необходимо уяснить это изречение. Господь наш Иисус Христос сказал это не потому, будто желал пресечь телесную деятельность и расположить к праздности: //"ибо праздность научила многому худому"// [[old:prsir:33:28|(Сир. 33:28)]]. И если нужно сказать точнее, то именно желание жить праздно и есть та гибнущая пища. А последователь Христов должен трудиться, чтобы мог и другим уделять. Ибо в награду за сие обещано будущее царствие. Как же, скажут, Господь сказал, что не должно стараться о пище гибнущей? Он сказал это с тем, чтобы пресечь усиленную заботливость их об яствах и перевести оную на предметы духовные. Так, скажут; но что Христос искореняет телесную деятельность, это видно из слов Его к Марфе: //Марфа, ты заботишься и суетишься, а нужно одно только; Мария же выбрала благую часть// [[new:lk:10:41|(Лк. 10:41-42)]], и из слов:// не заботьтесь о завтрашнем дне// [[new:mf:06:34|(Мф. 6:34)]]. Так рассуждают желающие быть без труда. Что же скажем? То, что сказанное к Марфе сказано ни о деле, ни о деятельности, ни о праздности, но о том, что нужно знать время и времени слушания не употреблять на заботу об яствах. Он сказал это с целью научить ее, что время учения не нужно употреблять напрасно, на занятие тем, что относится до чрева. И тогда, как говорит //"не заботьтесь"//, не отвергает деятельности, ибо - иное забота, иное - деятельность. Бывает, что человек и делает что-нибудь, но нисколько не заботится. Итак, Господь, научая нас не пригвождаться к житейским вещам, не заботиться об успокоении на завтра, но желая лучше, чтобы мы трудились каждодневно, говорит: не заботьтесь о том, как бы вам, потрудившись сегодня, быть назавтра спокойными, но, каждый день приобретая пищу дневным трудом, не заботьтесь о завтрашнем дне, - Пищею пребывающею называет таинственное причастие Плоти Господней, которую Сам дает нам, соделавшись Сыном Человеческим, на котором Отец //"положил печать Свою"//, то есть показал, подтвердил, что Он есть Сын Его. Хотя Христос и Сам подтвердил свое достоинство чудесами, но как Он говорит иудеям то, чтобы они не возмутились, обращается к Отцу и говорит, что Им запечатлен, то есть доказан, засвидетельствован. Так как Сын есть образ Отца, и печать, и отражение, то Он запечатлен Отцом, поколику есть Его образ и печать. Посему слова сии имеют такой смысл: Сего, Который по виду есть Сын Человеческий, Отец запечатлел, то есть родил печатью и образом Своим, сохраняющим совершенную неизменяемость и естественное с Ним тождество. **//Толкование на Евангелие от Иоанна.//** ===== Евфимий Зигабен ===== **Делайте не брашно гиблющее, но брашно пребывающее в живот вечный** Заботьтесь не о пище тленной, но о нетленной, и не о той, которая питает плоть, а о той, которая питает душу: а такая пища есть вера, как дальше Иисус Христос скажет. Под деланием гибнущей пищи Он разумеет здесь не ту, которая необходима, но которая излишня, т.е. постоянную и непрерывную заботу о пище чувственной, а необходимая не возбраняется. Поэтому и апостол Павел во многих местах своих Посланий не только позволял делать своими руками, но даже ясно заповедал, говоря: //аще кто не хощет делати, ниже да яст// [[new:2sol:03:10|(2 Сол. 3:10)]]. Подобно тому, как сказав Марфе:// Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе: едино же есть на потребу// [[new:lk:10:41|(Лк. 10:41-42)]], – Иисус Христос не запретил гостеприимства, но предпочел ему слушание Божественных слов, так и здесь, сказав: **делайте не брашно гиблющее, но брашно пребывающее в живот вечный**, – Он не запретил заботиться о пище телесной, которая необходима, но предпочел заботу о духовной, которая еще более необходима, и увещевал считать заботу о пище духовной самой существенной, а заботу о пище телесной как бы второстепенной. Делайте, говорит, от всей души, всевозможными способами, постоянно, но не эту, а ту, – эту менее, а ту более. **Еже Сын Человеческий вам даст** которую Я дам вам для соделывания, которую Сам покажу вам для приобретения. Но чтобы не показать, что Он хвастается, опять обращается к Отцу, говоря: **Сего бо Отец знамена Бог** Знамена, т.е. предопределил на то, чтобы дать вам эту пищу; или – открыл, явил Своим свидетельством, так как //знаменовать (σφραγιξειν)// значит и открывать, как например, приемый Его свидетельство, //верова (εσφραγισε – запечатлел), яко Бог истинен есть// [[new:in:03:33|(Ин. 3:33)]]. **//Толковая Псалтирь.//** ===== Прп. Макарий Великий ===== «**Работайте не погибающую пищу, но пищу, пребывающую в вечную жизнь**», чтобы как тело ест от земли и пьет, так и душа ест истинный хлеб, Господа, и пьет живую воду из силы Духа. И как тело ест и пьет от этой лозы, так душа, рожденная свыше, ест от истинной лозы, Господа, сказавшего: «//Я — лоза истинная//» [[new:in:15:01|(Ин. 15:1)]], и пьет от духовного и Божественного вина, не дающего жажды или плотского желания. И как тело помазуется на отдохновение елеем от этой земли, так и душа помазуется истинным елеем радости, этим Духом, подающим ей расслабу и отдохновение истинное от опаляющих страстей. И как тело облекается здесь в одеяния и обувь, так и душа облекается в нетленные и многообразные одеяния Духа и обувается в обувь жизни; и как здесь существуют насаждения и семена, и воды на земле, так и душа имеет невидимые насаждения и семена жизни и воду живую, из чего она пьет и имеет в себе источник воды, скачущей в жизнь вечную [[new:in:04:14|(Ин. 4:14)]]. И как тело имеет этот воздух, из которого оно дышит и живет, так и душа имеет Божественный и пренебесный воздух Духа, от которого дышит и живет бессмертной жизнью. Это называл Апостол тенью будущих вещей [[new:kol:02:17|(Кол. 2:17)]], ибо этот видимый мир является типом и образом и примером невидимого и вечного мира Божества. //**Собрание рукописей типа I. Слово 28.**// ---- Итак, каждому из нас подобает трудиться и всегда подвизаться со всем благоразумием и трезвением и очищать ум и помыслы, потому что нет большего, или более важного, или более достойного дела, чем работать над своею душою и управлять свое желание по воле Божией. Это — единственное великое и почетное пред очами Божиими дело; как говорит Господь: «**Делайте не брашно гиблющее**», — то есть злые нравы, — «**но брашно, пребывающее в живот вечный**»; и еще: «//Исповедание//», говорится, «и //великолепие — дело Его//» [[old:ps:110:03|(Пс. 110:3)]]. Потому что когда человек соделает свое сердце таковым, Бог свыше даст ему небесное достояние в душе, достояние вечное жизни Божества Духа. //**Собрание рукописей типа I. Слово 54.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог** См. Толкование на [[new:in:06:26#lopuxin_ap|Ин. 6:26]] [<10>]