[<10>] ====== Толкования на Ин. 6:52 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Пряхуся же между собою жидове, глаголюще: како может Сей нам дати Плоть (Свою) ясти** См. Толкование на [[new:in:06:44#svt_ioann_zlatoust|Ин. 6:44]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?** **«Прияхуся же между собою иудеи, глаголюще: како может нам Сей дати Плоть ясти?».** //«Все очевидно для разумевающих и просто для обретающих знание»//, по написанному ([[old:pr:08:09|Притч. 8:9]]), а для неразумных темно и очень простое. Действительно, разумный слушатель более удобопонятное в учениях заключает в сокровищницу ума, не допуская здесь никакой медлительности. А то, о чем учение окажется трудным, он подвергает исследованиям и непрестанно любопытствует. Здесь полезно, мне кажется, стараться совершать нечто подобное тому, что, говорят, делают проворные и охотничьи собаки, которые, имея от природы большую остроту чутья в ноздрях, постоянно бегают вокруг убежища искомых зверей. В самом деле, разве не к подобному же занятию призывает пророческое премудрое изречение, гласящее так: //«Ища ищи и у меня обитай»// ([[old:is:21:12|Ис. 21:12]])? Подобает //«ища искать»//, то есть, прилагая к сему напряженнейшее рвение, не уклоняться куда-нибудь к пустым мыслям, но чем более трудным окажется какое-либо препятствие, тем большую, конечно, остроту ума надо иметь тут и тем более сильным напряжением воли овладевать тем, что скрывается (от нашего разумения). Но необразованный и невоспитанный ум, если что ускользает от него, к этому он высказывает совершенное презрение своим неверием (или сомнением в этом) и отвращается якобы от поддельного (и ложного) от того, что выше его, вследствие невежественной дерзости доходя до крайней презрительности. И действительно, не желать ничему уступать и не думать, что есть что-либо больше его, разве это не есть именно то самое, что мы только что сказали? Впавшими в такое состояние найдем мы и иудеев, если пристально вглядимся в сущность дела. Ведь им надлежало немедленно же принимать слова Спасителя, так как они уже ранее видели много дивных проявлений Его Божественной силы и непреодолимой власти над всем, – а о недоступном (их разумению им следовало) любопытствовать и просить (у Него) наставления в том, относительно чего они могли бы оказаться в затруднении. Опять неразумно говорят это **«как?»** о Боге, как будто не зная, что такая речь оказывается преисполненною всякого богохульства. И это потому, что Богу принадлежит сила все совершать беспрепятственно. Они же, будучи душевными, как говорит блаженный //Павел// ([[new:1kor:02:14|1Кор. 2:14]]), не принимали того, //«что (от) Духа Божия»//, но //«безумием»// оказывается для них столь священная тайна. Поэтому, извлекая себе пользу отсюда и посредством того, чем другие падают, исправляя жизнь свою, мы должны в восприятиях Божественных тайн иметь веру несомнительную (свободную от совопросничества) и ни к чему из сообщаемого нам не поставлять этого **«как?»** Иудейское это слово и потому служащее причиною крайнего наказания. Так и начальник сонма иудейского, Никодим это был, за вопрос, как может сие быть ([[new:in:03:09|Ин. 3:9]]), когда он внимал Божественным словам, справедливо был осмеян, услыхав: //«Ты – учитель Израиля, и этого не знаешь?»// ([[new:in:03:10|Ин. 3:10]]). Итак, становясь более искусными в приобретении полезного даже и посредством глупости других, откажемся говорить это **«как?»** по отношению ко всему, что бы ни совершал Бог, напротив, – потщимся посвящать Ему познание пути дел своих ([[old:pr:21:29|Притч. 21:29]]). В самом деле, как никто не ведает того, что есть Бог по природе, а получает оправдание, веруя, //«что (Он) есть (существует) и ищущим Его мздовоздаятелем бывает»// ([[new:evr:11:06|Евр. 11:6]]); так же точно не знает и того, каким образом совершается Им что-либо в каждом деле, но, предоставляя вере исход (дела) и признавая всемогущество Бога над всеми, получит не незначительную награду за такое доброе настроение. Ведь, желая такого именно расположения нашего, и Сам Владыка всяческих говорит чрез //пророка Исаию//: //«Ибо не суть советы Мои как советы ваши, ни как пути ваши – пути Мои, говорит Господь, но как отстоит небо от земли, так отстоят пути Мои от путей ваших и помыслы ваши от мысли Моей»// ([[old:is:55:08|Ис. 55:8–9]]). Но столь превышающий вас по премудрости и силе разве не возможет действовать чудесным образом и быть выше вашего понимания? Позволяю себе привести и еще одно рассуждение об этом, не лишенное, как мне кажется, значения. Занимающиеся в этой жизни так называемою механическою наукою часто обещают совершать что-либо великое, и способ этого совершения скрывается от ума слушателей, прежде чем они увидят. Но когда увидим присущее им искусство, то и прежде даже самого опыта принимаем верою (верим им), не осмеливаясь уже сопротивляться им. Как же, можно спросить, не должны быть справедливо повинными ужасной вине те, которые, дерзая бесчестить недоверием Верховного Художника всего Бога, не отказываются говорить **«как?»** о том, что Он совершает, хотя и признают Его подателем всякой премудрости и из всего Священного Писания научаются Его всемогуществу? **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга IV.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 52-55 **Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть плоть Свою? Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо плоть Моя истинно есть пища, и кровь Моя истинно есть питие** Иудеи, услышав о вкушении плоти Господней, не верят; поэтому и произносят слово неверия //"как"//?. Ибо когда входят в душу помыслы неверия, тогда сопривходит и слово //"как"//?. Посему и Он, желая показать, что сие не невозможно, но и весьма необходимо, и что нельзя иначе иметь жизни, говорит: если не будете есть плоти, и прочее. Так и Никодим от неверия говорил: //как может человек войти в утробу матери// [[new:in:03:04|(Ин. 3, 4)]]? Посему когда мы слышим, что, не вкушая плоти Сына, не можем иметь жизни, мы должны иметь несомненную веру при принятии Божественных Тайн, а не спрашивать: //"как"//?. Ибо душевный человек, то есть следующий помыслам человеческим, душевным или естественным, не принимает сверхъестественного и духовного [[new:1kor:02:14|(1 Кор. 2, 14)]]. Так и духовной пищи, плоти Господней, он не разумеет. Между тем не причащающиеся оной не будут иметь участия в жизни вечной как не принявшие Иисуса, Который есть истинная Жизнь. Ибо вкушаемое есть плоть не простого человека, но Бога, и могущая боготворить как соединенная с Божеством. Она есть истинно пища, поколику удовлетворяет не на малое время, не портится, как преходящая пища, но способствует к вечной жизни. Подобным образом и питие крови Господней есть истинно питие, потому что утоляет жажду не на время, но пиющего охраняет от жажды и нужды навсегда, как и самарянке говорил Господь: //пиющий воду, которую Я дам, не будет жаждать// [[new:in:04:14|(Ин. 4, 14)]]. Ибо кто чрез причащение Божественных Тайн получит благодать Святаго Духа, тот не будет, подобно неверующим, ощущать ни голода разумного, ни жажды. ===== Евфимий Зигабен ===== **Пряхуся же между собою Жидове, глаголюще: како может Сей нам дати Плоть Свою ясти ** Смущались, потому что не могли поверить словам, которые казались невозможными. Судя обо всем по естественным законам, они не приняли ничего сверхъестественного. ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 52-53 **Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Kрови Его, то не будете иметь в себе жизни** Иудеи поняли слова Христа в том смысле, что Он обещает им отдать на съедение Свою живую плоть, Свое тело в настоящем его виде и состоянии. Одни давали один ответ на вопрос, как то может быть?, другие – другой. Таким образом, произошел между иудеями спор. Но Господь не берет назад Своих слов и нисколько не смягчает их. Напротив, Он еще усиливает высказанную Им мысль, когда говорит, что им необходимо не только есть Плоть Его, но и пить Его Kровь, если только они хотят иметь в себе жизнь. Но вопрос, как возможно будет это вкушение Плоти и Kрови Его, Христос пока оставляет без разрешения, потому что говорить о том, что Плоть и Kровь Он предложит верующим в Таинстве Евхаристии, было еще преждевременно. [<10>]