[<10>] ====== Толкования на Ин. 6:60 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Мнози убо слышавше от ученик Его, реша: жестоко есть слово сие: (и) кто может его послушати** **Мнози же слышавше от ученик Его, реша: жестоко есть слово сие** [[new:in:06:60|(ст. 60)]]. Что значит: **жестоко есть**? Значит: сурово, трудно, тягостно. Но ведь Он ничего такого не говорил, потому что и беседовал не о жизни и деятельности, но о догматах, часто упоминая о вере в Него. Так что же, то ли значит: **жестоко есть слово**, что Он обещает жизнь и воскресение? То ли, что Он сказал: //с небесе снидох//? Или то, что нельзя спастись не ядущему Его Плоти? Это ли, скажи мне, жестоко? Но кто станет утверждать это? Итак, что значит: **жестоко**? Значит: неудобоприемлемо, превышает их немощь, наводит великий страх. Они думали, что Он говорит нечто такое, что выше Его достоинства и далеко превосходит Его силы; почему и говорили: **кто может Его послушати?** [[new:in:06:60|(ст. 60)]], желая, может быть, тем оправдать себя, потому что намерены были отстать от Него. ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 60-61 **Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать? Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас?** **«Мнози убо, слышавше от ученик Его, реша: жестоко есть слово сие: кто может его слушати? Ведый же Иисус в Себе, яко ропщут о сем ученицы Его, рече им...»** Таков обычай у невежд: наиболее возвышенное учение они всегда осуждают и превышающее их ум созерцание невежественно отклоняют, так как сами не понимают. А между тем, наоборот, им следовало старательно учиться и развиваться вместе с тем, что им говорится, а не восставать против столь премудрых слов и называть жестоким то, пред чем надлежало изумляться. С ними случается подобное тому, чему можно видеть подвергающимися лишившихся зубов. Прибегая к нежной пище, они часто порицают более полезные из съедобных предметов и иногда охудшают лучшее, не признавая свой порок за причину, которая вынуждает их отказываться (от более полезной пищи). Воспитанные в невежестве и не обладая хорошим умом, они боятся знания, которое им подобало приобретать даже и очень большими трудами и достигать с самым сильным старанием. Так, человек духовный будет услаждаться словами Спасителя нашего и предпочтет взывать со всею справедливостию: //«Как сладки гортани моей словеса Твои, – лучше меда для уст моих!»// ([[old:ps:118:103|Пс. 118:103]]). Душевный же иудей (человек), безрассудно считая безумием духовное таинство и словами Спасителя призываемый восходить к подобающему человеку разумению, всегда ниспадает в обычное ему безумие ([[new:1kor:02:14|1Кор. 2:14]], [[new:1kor:01:18|1:18–23]]), худое называя хорошим, а хорошее худым, по слову Пророка ([[old:is:05:20|Ис. 5:20]]). И в этом также он оказывается патриотом и подражателем невежества своих предков. Те, получая манну от Бога и участвуя в вышнем благословении, увлекались к обычной своей худости, требовали египетских зловонных трав – лука и чеснока и желали иметь котлы с мясом. Эти же, призываемые к получению животворной благодати Духа и Хлеба Истинного, научаемые вкушать Пришедшего от Бога и Отца, уклоняются к обычному своему заблуждению, //«будучи более сластолюбцы, чем боголюбцы»// ([[new:2tim:03:04|2Тим. 3:4]]). И как и предки их порицали питание манною, дерзая говорить: //«душа наша иссохла// (изнывает)//»// от манны этой ([[old:chis:11:06|Чис. 11:6]]), так и они опять отвергают Истинный Хлеб, не стыдясь говорить: **«Жестоко** (есть) **слово это»**. Посему должно быть мудрыми слушателями (учениками) Божественных таинств, надо быть опытными меновщиками, чтобы знать настоящую и поддельную монету, ни к тому, что усвоено верою, несвоевременно не ставить неразрешимых вопросов, ни к тому, что требует исследования, не расточать веры, иногда вредной, но всему, что сообщается, воздавать должное и идти как бы прямою стезею, отказываясь уклоняться в ту и другую (от нее) сторону. Царским путем подобает шествовать идущему в правоту веры Христовой. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга IV.//** ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Жестоко есть слово сие**, говорили об учении Спасителя даже такие человеки, которые по наружности были последователями Его, и считались учениками Его: **кто может Его послушати?** Так судит о слове Божием плотское мудрование из бедственного настроения своего. Слово Божие — жизнь, жизнь вечная, жизнь существенная. Этим словом умерщвляется //плотское мудрование// [[new:rim:08:06|(Рим. VIII, 6)]], родившееся из вечной смерти, поддерживающее в человеках вечную смерть: слово Божие, для погубляемых плотским мудрованием и произволяющих погибнуть от него, //юродство есть//. Оно //спасаемых сила Божия есть// [[new:1kor:01:18|(I Кор. I, 18)]]. //**О последовали Господу нашему Иисусу Христу.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать** См. Толкование на [[new:in:06:59#blazh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 6:59]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Мнози убо слышавше от ученик Его, реша: жестоко есть слово сие: (и) кто может его послушати** См. Толкование на [[new:in:06:59#evfimij_zigaben|Ин. 6:59]] ===== Лопухин А.П. ===== **Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать** Раньше только «//иудеи//» (противники Христа) соблазнялись учением Христа о Себе как о хлебе, сшедшем с небес, теперь же и многие из «//учеников//» или последователей Христа пришли в недоумение, когда услышали, что кто не будет есть Плоти Его и пить Kрови Его, тот не получит вечной жизни. //«Странные слова//» – точнее, «соблазнительные». Эта соблазнительность слов Христа заключалась в том, что Он ставил спасение, получение вечной жизни в зависимость от вкушения Его Плоти и Kрови, т. е., как думали эти ученики, от вкушения, от употребления в пищу тех Плоти и Kрови, какие Христос имел в то время. [<10>]