[<10>] ====== Толкования на Ин. 6:65 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И глаголаше: сего ради рех вам, яко никтоже может приити ко Мне, аще не будет ему дано от Отца Моего** См. Толкование на [[new:in:06:64#svt_ioann_zlatoust|Ин. 6:64]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего** См. Толкование на [[new:in:06:64#svt_kirill_aleksandrijskij|Ин. 6:64]] ===== Прп. Нил Синайский ===== **И глаголаше: сего ради рех вам, яко никтоже может приити ко Мне, аще не будет ему дано от Отца Моего** **«Никто же может приити ко Мне»**, – говорит Спаситель наш Христос, – **«аще не будет ему дано»** свыше [[new:in:06:65|(Ин. 6:65)]]. Потому что немаловажное дело – вера во Христа. Для сего нужно содействие свыше. Ибо истинно уверовать свойственно душе мужественной; а для таковой души, чтобы ей уверовать, потребно умиление, даруемое Богом. Но и содействие свыше требует также нашего произволения. **//Письма на разные темы. Децемвиру Леониду.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 65-67 **И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего. С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти** Часто мы говорили, что когда слышишь, что Отец дает веру в Сына, не думай, что одним Отец благотворит, а другим - нет, по жребию, ибо это свойственно неправедному, но так понимай, что Отец благодетельствует и дает дар веры тем, у которых есть произволение. Ибо не имеющий произволения не получит пользы и от помощи Божией. Объяснюсь. Бог дает всем Свои дары. Одни принимают и хорошо употребляют данное и, сохраняя оное, показывают дар Божий. А другие принимают, но теряют данное и оказываются ничего не получившими. Итак, когда евангелист говорит, что кому не будет дано от Отца, тот не может прийти к Сыну, то слова его значат, что приходит к Сыну тот, кому дает Отец и кто сохранит поданный ему от Бога дар. - //"Многие из учеников отошли назад"//; то есть, отделившись от Него, не пошли к лучшему, но возвратились назад, то есть к неверию. Ибо, поистине, кто отделяется от Христа, отходит назад, а кто, подобно Павлу, прилепляется к Господу [[new:1kor:06:17|(1 Кор. 6, 17)]], тот постоянно простирается вперед [[new:fil:03:13|(Флп. 3, 13)]]. - Он же, показывая, что не нуждается ни в ком и ни в служении или попечении от них, говорит им: не хотите ли и вы отойти? Почему, напротив, Он не похвалил двенадцать учеников за то, что они не отошли вместе с прочими? С одной стороны, чтобы сохранить достоинство Учителя, а с другой - показать и нам, что таким образом можно еще более привлечь. Ибо если бы Он похвалил, то они быть может, испытали бы нечто человеческое и возгордились, думая, что своим последованием за Ним одолжают Его. А, показывая, что не нуждается в их следовании за Ним, Он более мог удержать их как более благодетельствуемых, чем благодетельствующих, и получающих благодать, а не дающих. - Примечай, как благоразумно Он выразился. Не сказал: отойдите, ибо это значило бы отталкивать, но спрашивает: //"не хотите ли отойти?"//. Таким образом предоставляет полную свободу следовать или нет, показывая, что Он хочет, чтобы следовали за Ним не из стыда пред Ним, но по сознанию, что за последование получат благодать. ===== Евфимий Зигабен ===== **И глаголаше: сего ради рех вам, яко никтоже может приити ко Мне, аще не будет ему дано от Отца Моего. Сего ради** ради того, что есть некоторые неверующие. Постоянно называет Бога Своим Отцом, показывая, что Он не Иосифа Сын, как они думали. ===== Лопухин А.П. ===== **И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего** Стих этот точнее перевести нужно так: «Потому-то, – т. е. так как некоторые из вас не веруют, – и говорил Я вам...» Христос, зная, что некоторые из Его последователей не веруют в Него как должно, сказал об этом еще раньше (стихи 37:44), когда разъяснял, что вера в Него является результатом привлечения со стороны Отца. [<10>]