[<10>] ====== Толкования на Ин. 6:66 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 66-67 **От сего мнози от ученик Его идоша вспять и ктому не хождаху с Ним. Рече же Иисус обеманадесяте: еда и вы хощете ити** **От сего мнози от ученик Его идоша вспять и ктому не хождаху с Ним** [[new:in:06:66|(ст. 66)]]. Не без причины евангелист не сказал: отошли, но: **идоша вспять**. Этим Он показал, что они, отделившись (от Христа), прервали преуспеяние в добродетели и потеряли ту веру, которую прежде имели. Но с двенадцатью (учениками) этого не случилось. Поэтому Он и говорит им: **еда и вы хощете ити?** [[new:in:06:67|(ст. 67)]] – чем опять показывает, что не нуждается в их служении и послушании, и не за тем водит их с Собою. Иначе – стал ли бы Он спрашивать их так? Почему же Он не похвалил их? Почему не превознес? Частию для того, чтобы соблюсти приличное Учителю достоинство, а частию для того, чтобы показать, что Он этим способом скорее мог привлечь их к Себе. Если бы Он похвалил, то они могли бы подумать, что оказывают Ему услугу, и поддаться какой-нибудь немощи человеческой. Когда же показал, что не нуждается в их следовании за Ним, то этим более удержал их при Себе. И смотри, с какою мудростию Он говорит. Не сказал: отойдите, потому что это значило бы отгонять, но говорит вопросительно: **еда и вы хощете ити?** – чем показывает, что Он устраняет всякое насилие и принуждение и хочет, чтобы они оставались при Нем не из-за какого-либо стыда, но по чувству благодарности. А тем, что не укорил их явно, но коснулся незаметно, Он показал, как должно любомудрствовать в подобных случаях. Но с нами бывает напротив, и это понятно, потому что мы все делаем ради своей славы. Поэтому и думаем, что наше благосостояние уменьшается, когда уходят служащие нам. Но Христос не стал ни льстить, ни отгонять, а только спросил. И это не потому, чтобы Он презирал учеников, но потому, что не хотел удерживать их при Себе силою и принуждением, – ведь оставаться по этой причине все равно что и отойти. ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним** **«От сего мнози (от) ученик Его (от) идоша вспять и ктому не хождаху с Ним».** Мудрое для неразумных всегда бывает несколько жестоко, и о чем думают, что это будет для них очень полезно, часто оказывается даже вредным. Как для страдающих телесным зрением бывает противен солнечный свет, а приятно пребывание в неосвещенных местах, так и для имеющих нездоровый ум оказываются ненавистными и противными наставления строгие и приосененные возвышенными и трудными мыслями, хотя бы они и были весьма полезны; напротив, любезными и весьма приятными – ничтожные, хотя бы в них совсем не было ничего полезного. В приведенных словах (Евангелия) разве не найдем мы подтверждение истинности сказанного нами? Христос предлагает Божественную и великую тайну, посредством разнообразных рассуждений отверзает дверь к восприятию ее, как бы уже собирает храмовую завесу и открывает внутреннейшую часть скинии, а они с ненавистью отметают столь премудрое и небесное учение, склоняются опять к скотоприличному невежеству и **«отошли назад»**, как говорит Евангелист, и уже не хотели **«более ходить»** с Ним. Вот это и есть действительно падение назад. Посему чрез пророка Иеремию говорит опять к неблагодарному и вздорливому Иерусалиму, воспитателю непослушных: //«Ты отвратился от Меня, говорит Господь, и назад пойдешь»// ([[old:ier:15:06|Иер. 15:6]]). Ведь за отвращением от благ действительно следует падение назад, а всеблаго есть Бог. Итак, **«отошли назад»** и упали навзничь несчастные, уже не следуя за Спасителем, но обратившись как бы к другим стезям и увлекшись в обычные страсти. Но посмотрим опять, не обретается ли в Моисеевых книгах прообраза и этому. Когда иудеи, пройдя длинный путь и одолев дикую пустыню, находились уже у самой земли обетованной, то для осмотра ее, по Божественному повелению, посланы были Иисус Навин и с ним некоторые другие. И вот, осмотрев всю ее, они возвратились, и некоторые из них в собрании стали рассказывать неприятное нечто. Земля, говорили они, которую мы осмотрели, имеет свирепых жителей, мы видели там великанов, и постоянно все прибавляли нечто такое, что способно было устрашить слушателей ([[old:chis:13:33|Чис. 13:33–34]]). Но Иисус после них старался увенчать землю ту многими похвалами и убеждал такими словами: //«Земля, которую мы рассмотрели, весьма прекрасна, – если изберет нас Господь, Он введет нас в нее»// ([[old:chis:14:07|Чис. 14:7–8]]). Но предки иудеев рассудили, что должно побить Иисуса камнями. Решив, что всемогущий Бог ничего не может (сделать), они //«сев плакали»//, как написано ([[old:chis:11:04|Чис. 11:4]]), и за это вызвали справедливый гнев Владыки всяческих. И вот за то, что они были столь непослушны и дерзки, они лишились обетования, ибо //«как поклялся Я, – говорит, – во гневе Моем: если// (= не) //войдут в покой Мой»// ([[old:ps:094:11|Пс. 94:11]]). Что же было потом? Бог повелевает им возвратиться и опять идти назад, ибо говорит к Моисею: //«Утром, снявшись, обратите вы путь к морю Чермному»// ([[old:chis:14:25|Чис. 14:25]]). Так как не захотели войти в землю, в которую были призваны, то и посылаются в обратный путь и вынуждаются снова идти по той же дороге, ибо не пожелали последовать словам Иисуса и, слыша о доброте земли, не удостоили своего согласия совет Иисуса. Чему тогда подверглись те, то же испытали теперь и эти. Научаемые пути к вечной жизни и призываемые к вступлению в Царство Небесное, они отвечают на это дерзостями. Поэтому справедливо **«отошли назад»** и своим упрямством ко вреду своему отвергли уже следование за Вождем спасения. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга IV.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним** См. Толкование на [[new:in:06:65#blazh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 6:65]] ===== Евфимий Зигабен ===== **От сего мнози от ученик Его идоша вспять и ктому не хождаху с Ним** От сего, т.е. с сего времени, идоша, т.е. отделились от Него те, которые прежде роптали, вспять, т.е. к прежней своей жизни, к которой они опять обратились. ===== Лопухин А.П. ===== **С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним** //«С этого времени»// – правильнее вследствие этого (ἐκ τούτου), именно потому, что слова Христа о Себе как о хлебе жизни показались им соблазнительными. Эти ученики, очевидно, имели в себе ложный энтузиазм по отношению ко Христу, они только искали себе первых мест в том земном царстве, которое, по их представлению, должен был основать Мессия. Между тем, Христос совсем не подавал надежд на осуществление такой мечты, Он скорее указывал Своим последователям путь страданий и смерти. [<10>]