[<10>] ====== Толкования на Ин. 6:69 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **и мы веровахом и познахом, яко Ты еси Христос, Сын Бога живаго** См. Толкование на [[new:in:06:68#svt_ioann_zlatoust|Ин. 6:68]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго** **«И мы веровахом и познахом: Ты еси Христос, Сын Бога Живаго»** (Святый Божий; др.: Сын Божий). Дивна вера святых Апостолов, пламенен образ исповедания, досточудно и высоко разумение. Они справедливо не отходили назад и не падали, подобно некоторым невеждам или тем, которые называли учение Спасителя жестоким, а также и не легкомысленно и опрометчиво были призваны к вере, но наперед удостоверившись и истинно расположившись к тому, что Тайноводитель был преисполнен животворных глаголов и есть Наставник небесных учений. Весьма тверда такая вера. Не таковая же весьма легко может отметаться и, не имея удостоверения своим корнем, быстро исчезает из души человеческой. Так и Сам Спаситель, когда изрекал притчу о сеятеле, сказал, что //«иное// (семя) //пало на камень»// и, не имея корня, засохло ([[new:lk:08:06|Лк. 8:6]]), прикровенно называя камнем ум сухой и совсем не способный удержать раз внедренное в него учение. Находясь в таком состоянии вследствие великого своего невежества, несчастные иудеи научались гласом пророка: //«Раздерите сердца ваши, а не ризы ваши»// ([[old:iol:02:13|Иоил. 2:13]]). Как земледельческий обычай советует прежде посева семян вспахивать землю плугом, так, полагаю, и идущие к восприятию Божественных учений наперед должны как бы раскрывать сердца свои влечением к ним. Восприняв таким образом, они соделают бременеющую душу свою как бы некоею плодоносною почвою. Итак, в удостоверении веры говорят премудрые ученики, что **«познали»**, и притом дерзновенно уповают (веруют), что Он есть **«Христос Сын Бога Живого»**. Также и это изречение оказывается составленным весьма премудро. **«Веруем»**, говорят, **«и познали»**, соединив в одно оба слова, ибо подобало и веровать и разумевать. Но хотя Божественное (откровение) восприемлется верою, однако ж, без сомнения, не должно поэтому всецело удаляться от исследования его, напротив – надо стараться восходить хотя бы и к умеренному знанию, которое (дается) как бы в зеркале и загадке, как Павел говорит ([[new:1kor:13:12|1Кор. 13:12]]). Прекрасно также говорят, что не прежде узнали, а потом веруют, но впереди поместив веру, ставят знание вторым, ибо после веры – знание, а не прежде веры, согласно написанному: //«Если не уверуете, и не уразумеете»// ([[old:is:07:09|Ис. 7:9]]). Простая вера наперед полагается в нас подобно некоему основанию, а знание уже потом понемногу построяется на ней, вознося нас «в меру возраста» во Христе и //«в мужа совершенного»// и духовного ([[new:ef:04:13|Еф. 4:13]]). Вот почему и Бог говорит в одном месте: //«Вот Я ввергну в основания Сиона камень избранный, краеугольный, драгоценный»// ([[old:is:28:16|Ис. 28:16]]; [[new:1pet:02:06|1Пет. 2:6]]). Ведь Христос есть для нас начало и основание святости и праведности, очевидно посредством веры, а не иначе, ибо таким именно образом в нас вселяется Он. Замечай, как везде говорят единично и предпосылая член: «Συ; εῖ ὁ Χϱιστὸς ὁ ὑιὸς τοῦ Θεοῦ τοῦ ζῶντος», отделяя Его как единственного и исключительного истинного Сына от призванных к сыноположению по благодати, по подобию Которого и мы – сыны. И **«Христом»** (του; Χριστὸν) опять называют Его как единственного. Впрочем, надлежит знать, что Христос Он называется хотя уже не ради Себя Самого или как существующий таковым по природе, каковым оказывается Он как Сын; но все же Он один только есть Христос действительно и исключительно. Между христами (помазанниками) нет никого, как Он, однако ж по подобию Его с нами Он называется Христом. Собственное Его и исключительно Ему только одному принадлежащее имя и истинное существо есть **«Сын»**, общее же с нами – **«Христос»**. Поскольку Он был помазан, поскольку стал человеком, то посему и есть Христос. Итак, если помазание надо относить к потребности человечества, то Христом Он должен мыслиться по подобию Его с нами, а не так, как есть Он и Сын, – впрочем, как единый и единственный природно и исключительно, и прежде (принятия) плоти и с плотию, а не как два, как думают некоторые, не разумея, как видно, глубины тайны. Ведь не в //«человека»// низошло от Бога Отца Слово, как, например, благодать чрез Духа на одного кого-либо из святых пророков, но Оно истинно //«стало плотью»//, по написанному ([[new:in:01:14|Ин. 1:14]]), то есть //«человеком»//. Поэтому Он неразделен после соединения (с плотью) и не распадается на два лица, хотя мы должны мыслить как другое нечто и различное – Слово от Бога и плоть, в коей Оно вселилось. Так как веру относительно этого нам подтверждает целый хор святых Апостолов тем, что они **«познали»**, говорят единично, что Он есть «ὁ Χϱιστὸς ὁ ϒἱὸς τοῦ Θεοῦ» – « (единственный) **Христос**, (единственный) **Сын Бога»**, то мы, если хотим мыслить правильно, не должны принимать учение тех, которые по безумию не отрекаются от того, чтобы нововводить нечто другое, кроме этого. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга IV.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго** См. Толкование на [[new:in:06:68#blazh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 6:68]] ===== Евфимий Зигабен ===== **И мы веровахом и познахом, яко Ты еси Христос, Сын Бога живаго ** В шестнадцатой главе [[new:mf:16:16|(16 ст.)]] Евангелия от Матфея он сказал то же самое: //Ты еси Христос, Сын Бога живаго//; но тогда Иисус Христос назвал его блаженным, по указанной там причине, и здесь, так как Петр сказал от лица всех: мы уверовали и познали, – Он отделяет от них Искариота, как уже колеблющегося. ===== Лопухин А.П. ===== **и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго** См. Толкование на [[new:in:06:68#lopuxin_ap|Ин. 6:68]] [<10>]