[<10>] ====== Толкования на Ин. 7:8 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **вы взыдите в праздник сей, Аз не взыду в праздник сей, яко время Мое не у исполнися** См. Толкование на [[new:in:07:06#svt_ioann_zlatoust|Ин. 7:6]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Вы пойдите на праздник сей; а Я еще не пойду на сей праздник, потому что Мое время еще не исполнилось** **«Вы взыдите в праздник сей, Аз не взыду в праздник сей, яко Мое время не у исполнися»**. Уже ясно отказывается Господь от желания праздновать вместе с иудеями или идти в одно место с ними с тем, чтобы разделять с ними сеновную радость (сеновного праздника), ибо раз сказанное хотя и к немногим, считавшимся за Его братьев, распространяет свое значение и на весь израильский народ. В самом деле, никто не скажет, чтобы Иисус отказывался быть вместе с братьями собственно только ради них самих, между тем как Он является же пребывающим вместе с ними в Галилее, и не без причины, именно на основании мнения многих о плотском родстве Его с ними, надо предполагать, что Он был их сожителем. Поэтому очевидно, что в лице братьев Христос отказывается праздновать вместе со всем множеством иудеев, согласно сказанному одним из святых пророков: //«Возненавидел Я, отверг праздники ваши и не буду обонять (жертв) на торжествах ваших, почему если и принесете Мне всесожжения и жертвы, не приму их, и спасительного приношения (как выражения благодарности или благодарственной жертвы) не призрю. Удали от Меня голос песней твоих и звук гуслей твоих не буду слушать»// [[old:am:05:21|(Ам. 5:21–23)]], ибо //«Дух – Бог и поклоняющимся Ему в духе и истине должно поклоняться»// [[new:in:04:24|(Ин. 4:24)]], по слову Самого Спасителя. Будучи же духом, Бог, как справедливо думать, и услаждаться может только духовными почестями и дароприношениями, во образ которых заповедью закона и были учреждены жертвы волов и мелкого скота и, кроме того, приношения ладана, муки, вина и масла, указывавшие посредством яснейших образов на многовидность добродетели поклоняющихся в духе. Итак, **«вы»**, говорит, еще любящие сень и помышляющие об этом грубо и по-иудейски, **«пойдите»** на сеновное и прообразовательное торжество. Мне же неприятно праздновать так, – **«на сей»** не пойду **«праздник»**, то есть прообразовательный и сеновный. Ничего радостного не найду на нем. Но лучше буду ожидать времени истинного торжества, которое **«еще не исполнилось»**. Вот тогда-то, говорит, Я и буду с радостию пребывать с Моими чтителями в блеске святых и славе Отца, излучая наивысшее веселие. Время же называет Своим и как бы собственным, ибо Его это праздник и Он Сам есть начальник торжества. Ему усвоял его и блаженный Иеремия, говоря нерадеющим о благочестии к Богу и ни во что ставящим желание отличиться добродетелями: //«Что соделаете в день торжества и во дни праздника Господня?»// [[old:os:09:05|(Ос. 9:5)]]. Совсем, говорит, отказывающиеся от подвигов добродетели и не имеющие светлого одеяния любви к Богу, что вы будете делать в день торжества? Как войдете на Божественный и небесный праздник? Или разве не изгонит вас со всею справедливостью Владыка пира из ликующего круга призванных, со словами: //«Друг, как вошел ты сюда, не имея одеяния брачного»// [[new:mf:22:12|(Мф. 22:12)]]? Родственно этому и дает нам ту же мысль находящееся у пророка Захарии изречение: //«И будет,// – говорится, – //(все), что ни останутся из всех народов, нападавших на Иерусалим, будут приходить ежегодно поклоняться Царю Господу Вседержителю и праздновать праздник кущепоставления»// [[old:zah:14:16|(Зах. 14:16)]]. Оставшиеся (только), говорит, будут приходить на поклонение к Великому Царю и для совершения праздника кущепоставления: при множестве званных благодатию, в вышний град восходят только немногие, ибо //«немного избранных»//, по слову Спасителя [[new:mf:20:16|(Мф. 20:16)]], то есть взятых из всякого народа (в царство Христово). А говоря, что будут приходить на поклонение, указывает на совершающих уже не подзаконное служение, но в духе, и празднующих праздник истинного кущепоставления, едва не воспевая громко следующих слов псалма: //«Благословен Господь, что внял гласу моления моего... на Него уповало сердце мое, и помог, и процвела плоть моя»// [[old:ps:027:06|(Пс. 27:6–7)]]. Действительно, процвела плоть и снова оживет, но не без Христа, ибо Он стал для нас началом воскресения и дверью истиннейшего кущепоставления. Также и об этом сказано было одним из святых пророков: //«И восставлю скинию// (кущу) //Давида падшую»// [[old:am:09:11|(Ам. 9:11)]]. Эта падшая скиния (куща) Христа от семени Давида по плоти первая была восставлена к нетлению силою Бога и Отца, по сказанному к иудеям о Нем чрез одного из Апостолов: //«Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, взяв рукою беззаконных, пригвоздив, убили вы, Которого Бог воскресил, разрешив муки смерти, потому что невозможно было ей удерживать Его»// [[new:act:02:23|(Деян. 2:23–24)]], и опять: //«Сего Иисуса воскресил Бог, чему все мы – свидетели»// [[new:act:02:32|(Деян. 2:32)]]. А что Христос, сущий от Давида по плоти, в Святом Писании обыкновенно называется Давидом, убедиться в этом нет никакой трудности. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга IV.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Вы пойдите на праздник сей; а Я еще не пойду на сей праздник, потому что Мое время еще не исполнилось** См. Толкование на [[new:in:07:06#blazh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 7:6]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Вы взыдите в праздник сей** вышеупомянутый праздник поставления кущей; вы – друзья иудеев, не видящие для себя никакой опасности. **Аз не (ουπω) взыду в праздник сей** Не сказал: «Я не пойду»,- но: «Я еще не пойду», – т.е. не пойду теперь, потому что теперь кипит и в полной силе может обнаружиться гнев иудеев; а подвергать себя очевидной опасности свойственно безрассудной дерзости. **Яко время Мое не у исполнися ** время жизни Моей на земле. Хотя Иисус Христос знал, что будет распят во время следующей Пасхи, однако Ему еще должно было творить чудеса, учить и многих привлечь к вере. Итак, слова эти свидетельствуют не о робости, а о премудром смотрении: если бы Иисус Христос пошел тогда в Иудею, то, конечно, там схватили бы убить Его; и если бы схваченный как человек, Он был убит, то это обстоятельство воспрепятствовало бы тому, что Он имел еще сказать и сделать, а если бы как Бог не был схвачен, но уклонился, то не поверили бы Его вочеловечению. Поэтому-то Иисус Христос и располагает премудро время. ===== Лопухин А.П. ===== **Вы пойдите на праздник сей; а Я еще не пойду на сей праздник, потому что Мое время еще не исполнилось** См. Толкование на [[new:in:07:06#lopuxin_ap|Ин. 7:6]] [<10>]