[<10>] ====== Толкования на Ин. 7:15 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И дивляхуся Иудее, глаголюще: како Сей книги весть не учився** См. Толкование на [[new:in:07:14#svt_ioann_zlatoust|Ин. 7:14]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись?** **«Дивляхуся же иудеи, глаголюще: како Сей книги весть, не учився?»** Не без причины было удивление иудеев, но имела основание их речь об этом. В самом деле, естественно было поражаться им, когда они видели, что удивительным словом и знанием отличается Тот, Кто не занимался изучением наук. Ведь ум человеческий обладает способностию к мудрости, – и хотя бы кто даже и не оказывался мудрым, природа все-таки остается весьма способною к восприятию разумения и познания чего-либо. Но природная способность бывает некоторым образом помрачена и усыплена у тех, кто не имеют упражнения в слове. Напротив, у привыкших трудиться над этим и услаждаться украшениями в слове та способность бывает блестящею и всегда готовою к деятельности, оказываясь плодотворною в изобретении мудрых слов и учений. Итак, иудеи поражаются, внимая Спасителю Христу, еще не как Богу по природе, но еще как простому человеку. Удивляются именно тому, что Он обилует премудростию, и в особенности тому, что Он не имел упражнений в чтении, доставляющем мудрость, но без научения ведает **«Писания».** Таким образом, и это вместе с прочим служит обвинением иудейского безумия, ибо иначе им нисколько не казалось бы странным, что не нуждается в Писаниях художница всего Премудрость [[old:pr:08:30|(Притч. 8:30)]], то есть Единородное Слово, Которое скрывалось среди них в человеческом виде. С пользою опять надо заметить вот что. Искавшие Иисуса ранее сего говорят: //«Где (есть) Он?»// [[new:in:07:11|(ст. 11)]], как знавшие его по одним только чудесам, но еще не ведавшие ясно и точно, кто собственно Он, или чей, или откуда. Здесь же не как не ведающие чего-либо относительно Его, но как все ясно знающие говорят, что даже **«знает Писания, не учившись»**. Поэтому менее ясный вопрос о Нем со стороны толпы и людей, точно не знавших Его, именно **«где Он»**, – звучал пренебрежительно. Другое дело – со стороны узнавших Его. Не не ведавшие Его должны, следовательно, подвергнуться наказанию более суровому, чем не имевшие знания, ибо для одних неведение служит извинением, для других знание служит обвинением. Поэтому и говорится, что для некоторых лучше не знать пути истины [[new:2pet:02:21|(2Пет. 2:21)]], ибо при знании и наказание больше им, как и //«сластолюбцам более, нежели боголюбцам»// [[new:2tim:03:04|(2Тим. 3:4)]]. Итак, согласно вопросу иудеев, Иисус ведал **«Писания, не учившись»**. Моисей же был научен, как написано, //«всей египетской премудрости»// [[new:act:07:22|(Деян. 7:22)]]. Но совсем ничего не зная, хотя и бывший весьма мудрым у них, он научался Божественными словами высшему веданию, так что мирская мудрость этим самым изобличается в бессилии чрез Божественную и высшую премудрость, по которой или посредством которой мы тайноводствуемся в познании Христа или получаем действительно вышнее и от Бога разумение. Посему Христос есть совершеннейшее во всех благо, единое из всех, и премудрость, и разумение, каковыми славными дарами Он, как должно мыслить, обладает не по научению, а по природе. Так и пророк Исаия говорит о Нем в одном месте: //«...потому что прежде нежели узнало дитя доброе или злое, отвергает лукавство, чтобы избрать добро»// [[old:is:07:16|(Ис. 7:16)]]. Мы не должны, конечно, думать безрассудно, чтобы божественное и небесное Рождение (Дитя) посредством различения помыслов или избранием лучшего отвращалось от зла и обращалось к добру. Но как об огне если кто скажет, что он отвращается от холода, не терпя быть охлаждающим, то этим укажет не на существующий в нем выбор по желанию, но на постоянное сохранение им свойства своей природы; так это и о Христе (надо мыслить), ибо все доброе природно в Боге, а не привходит извне. Таким же образом была в Нем и премудрость, вернее же – Сам был ее источником и собственно и единственно премудростию, посредством Коей получают мудрость по причастию к Ней и частные, как небесные так и земные, разумные твари. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга IV.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись** См. Толкование на [[new:in:07:14#blazh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 7:14]] ===== Евфимий Зигабен ===== **И дивляхуся Иудее, глаголюще: како Сей книги весть не учився ** Дивились не тому, о чем Иисус Христос учил, но тому, как Он знает Писания, не учившись. Они понимали, что Его учение исполнено всякой мудрости, и думали, что без знания Писаний Он не мог учить этому. Должно было им и отсюда узнать, что Бог есть Тот, Кто есть Сама Мудрость, – Тот, Кто Сам нашел все пути премудрости [[old:var:03:37|(Вар. 3, 37)]]. ===== Лопухин А.П. ===== **И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись** Иудеи удивляются познаниям в законе и священных книгах вообще, обнаруженным Христом. «Он встречал и отражал мнения раввинов тончайшими и крайне оригинальными ссылками на Священное Писание. Он проникал далее письмен – до самого духа» (//Гейки//). Так как в этом недоумении, высказанном иудеями, заключался намек на то, что образование, полученное Христом не в раввинской школе, не могло быть вполне надежным ручательством в Его православии или правоверии, не давало гарантии в истинности учения Христова, то Христос и говорит целую речь в защиту истинности Своего учения и вообще о Своем божественном посланничестве. Речь Христа разделяется на три части. В первой [[new:in:07:16|(стихи 16–24)]] Господь защищает Свое учение как имеющее божественное происхождение. Во второй [[new:in:07:25|(стихи 25–30)]] доказывает Свое собственное происхождение от Бога. В третьей [[new:in:07:31|(стихи 31–34)]] предвозвещает Своим противникам Свое скорое удаление к Отцу. [<10>]