[<10>] ====== Толкования на Ин. 7:40 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Мнози же от народа слышавше слово, глаголаху: Сей есть воистинну пророк** См. Толкование на [[new:in:07:39#svt_ioann_zlatoust|Ин. 7:39]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк** **«От народа же, слышавше»** некие **«слово»** сие, **«глаголаху: Сей есть воистинну пророк».** Поражаются дерзновением (Христа) как свойственным (только) Богу и, видя слова эти уже не соответствующими человеческой ограниченности, прибегают к воспоминанию закона как предвозвестившего уже о Христе и говорящего, что восстанет пророк, подобный премудрому Моисею, имеющий передавать Израилю слова от Бога. О нем так говорит Бог в одном месте к святому Моисею: //«Пророка им восставлю из братий их, как тебя, и положу слова Мои в уста Его, и будет говорить им согласно всему, что ни заповедаю ему»// [[old:vtor:18:18|(Втор. 18:18)]]. Итак, на основании свойства слов Его и чрезмерной высоты речений говорят, что вот уже явился тот самый (пророк), предвозвещенный в законе. Кому же иначе подобает говорить: //«Если кто жаждет, да приходит ко Мне и пьет»// и //«верующий// (кто верует) //в Меня, как говорит// (изрекло) //Писание, реки из чрева его потекут воды живой»// (выше, [[new:in:07:37|ст. 37–38]]), – как не одному только Богу по природе, каковым и был Христос? Если же иудеи, низко думая о Нем, называют Его просто **«пророк»**, не ведая превосходства Еммануила над всем, но считая Его одним из прочих, то и в этом они оказываются опять весьма неразумно понимающими созерцания, содержащиеся в законе, ибо думают, что Христос (Мессия) есть другой пророк, отличный от пророка, предреченного в законе. И ничего нет удивительного, если народ не имеет точного понятия об этом, когда и само богоборное множество надменных фарисеев оказывается страждущим одинаковым с народом недугом невежества. Так, некогда, удивляясь божественному Крестителю, они говорили: //«Что же крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк?»// [[new:in:01:25|(Ин. 1:25)]]. При ожидании пришествия двоих, разумею пророка по предвозвещению закона [[old:vtor:18:18|(Втор. 18:18)]] и Илию, они спрашивали о троих, предположив, что пророк, возвещенный в законе, есть другой, отличный от Иисуса. Поэтому благовременно сказать о них словами пророка Иезекииля: //«Как мать, (такова) и дочь; дочь матери своей есть ты»// [[old:iez:16:44|(Иез. 16:44–45)]], ибо и народ страдал тем же, чем и получившие начальство. Впрочем, полезно обратить внимание на то, что народ был уже благоуготован к вере, так что словами Спасителя убеждается отчасти к удивлению пред Ним, но, не имея руководства со стороны своих начальников, увлекается на разделяющийся на многие стези путь догадок, причем одни говорят и уже веруют, что это Христос, а другие – пророк. И действительно, прибавленное **«истинно»** выразительно указывает уже на некую твердость рассуждения и заставляет предполагать восприятие веры (в них). **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга V.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 40-43 **Многие из народа, услышавши сии слова, говорили: Он точно пророк. Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет? Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид? Итак, произошла о Нем распря в народе** Пристыженные смелостью речи, одни из народа, а не из начальников (ибо начальники по зависти всегда были против Него), исповедуют, что Он есть тот Пророк, которого ожидают; другие, из числа неученых и нерассудительных, говорили, что Он - Христос, не понимая, что Христос и тот Пророк одно и то же лицо, а не разные. Более неразумные говорят, что Христос придет не из Галилеи, а из Вифлеема и от семени Давидова. Но они говорили это со злым умыслом, а не как Нафанаил. И он говорил: //может ли быть что доброе из Назарета// [[new:in:01:46|(Ин. 1, 46),]] но говорил, как человек сведущий и точный в Законе. Посему и Господь похвалил его, так как он говорил сие не со злым умыслом, а по точному знанию Закона. А сии с хитростью говорят, что Христос придет не из Галилеи. Они могли знать, что Иисус из Вифлеема, хотя воспитан и в Галилее; но по зависти не хотят признать происхождения Его из Вифлеема, а называют Его галилеянином. Пусть они и не знали, что Он из Вифлеема. Но как им не знать, что Он от семени Давидова? Ибо Мария, очевидно, вела род Свой от Давида. Отсюда и открывается, что они говорили так злонамеренно. - Распря произошла в народе, а не в начальниках, потому что начальники держались одной мысли, чтобы не принимать Его за Христа. ===== Евфимий Зигабен ===== **Мнози же от народа слышавше слово, глаголаху: Сей есть воистинну пророк** о котором писал Моисей, как часто мы уже говорили. И действительно, Он был Пророк; но они представляли себе Его простым пророком, как Моисея, но не Богом. ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 40-44 **Многие из народа,услышав сии слова, говорили: Он точно пророк. Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет? Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид? Итак произошла о Нем распря в народе. Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук** Различно подействовали слова Христа на собравшихся около Него слушателей. Одни признавали Его пророком, хотя едва ли соединяли с этим словом определенное представление (ср. [[new:in:06:14|Ин.6:14]]). Другие же называли Его Мессией. Но были и противники такого мнения – это те, которые думали, что Христос происходит не из рода Давидова и не из Вифлеема, города Давидова. Некоторые же сочли Христа обманщиком, вредным для израильского общества, и пытались, хотя и неудачно, задержать Его и выдать начальству. [<10>]