[<10>] ====== Толкования на Ин. 8:14 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Отвеща Иисус и рече им: аще Аз свидетелствую о Себе, истинно есть свидетелство Мое, яко вем, откуду приидох и камо иду: вы же не весте, откуду прихожду и камо гряду** Что же Он? **Аще Аз свидетельствую о Себе, истинно есть свидетельство Мое, яко вем, откуду приидох и камо иду; вы же не весте, откуду прихожду** [[new:in:08:14|(8, 14)]]. Что Он прежде Сам сказал, то теперь они противопоставляют Ему, как изречение особенно важное. Что же Христос? Опровергая это и показывая, что Он говорил прежде применительно к ним и к их предположению, так как они принимали Его за простого человека, говорит: **аще Аз свидетельствую о Себе, истинно есть свидетельство Мое, яко вем, откуду приидох.** Что это значит? Значит: Я – от Бога, и Бог, и Сын Божий. А Бог Сам о Себе достоверный свидетель. **Вы же не весте**: вы, говорит, по своей воле поступаете худо и, зная, притворяетесь незнающими, обо всем говорите по человеческому разумению, не желая помыслить ни о чем выше того, что видимо. ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Иисус сказал им в ответ: если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно; потому что Я знаю, откуда пришел и куда иду; а вы не знаете, откуда Я и куда иду** **« Отвеща Иисус и рече им: аще Аз свидетельствую о Себе, истинно есть свидетельство Мое, яко вем, откуду приидох и камо иду».** Когда Христос высказывал то, что Он есть действительно и по природе, ибо ясно возглашал: //«Я – свет мира»// [[new:in:08:12|(Ин. 8:12)]], дерзкая толпа фарисеев опять подумала, что Он говорит ложь. Не знали они, крайне несмысленные, что когда кто раскрывает свою собственную природу и говорит о присущем ему по существу, то мы, справедливо мысля, не должны предполагать, что он делает это по хвастовству, и не скажем, что он преследует пустую славу, но, напротив, (должны признать, что он) раскрывает то, что он есть действительно. Так, например, что станем говорить в том случае, когда Ангел, обозначая свою природу, скажет: «Ангел – я»? Или когда человек, указывая на то, что он есть, говорит: «Человек я»? И если бы также можно бы было приписать голос солнцу и оно стало бы раскрывать свою собственную природу в таких словах: «Я, обтекая небесный круг, посылаю ясный свет обитателям земли», то никто не имеет основания думать, что оно свидетельствует не о принадлежащем ему, но о том, что оно есть действительно. Таким же образом думаю и о Спасителе нашем Христе, – и если Он называет Себя светом, то высказывает истину и отнюдь не оказывается величающимся чужим. Фарисеи же, не разумея Еммануила и погруженные в невежество, воображают, что Он ищет славы, порицают Его как подобного нам и не содрогаются говорить: //«Свидетельство Твое не истинно»// – Тому, Кто не ведал лжи [[new:in:08:13|(Ин. 8:13)]], ибо //«не обрелась лесть в устах Его»// [[new:1pet:02:22|(1Пет. 2:22)]], как написано. Таким образом, опять надлежало дать наставление столь удаляющимся от истины и уклоняющимся от здравого смысла и незлобиво сказать заблуждающимся, что они погрешают против истины, нечестиво приписывая способность лгать Тому, Кто с неба пришел и рожден от Бога Отца; ибо **«истинно»**, говорит, **«есть Мое свидетельство, если и свидетельствую Сам о Себе»**. Конечно, людям оказывается свойственным желание из самолюбия иногда свидетельствовать о себе самих что-либо прекрасное, хотя бы у них и не было этого в действительности. Ведь природа (человеческая) удобопреклонна ко злу. Но не подобает, говорит, Мне возможность страдать одинаковым с земнородным недугом, ибо **«ведаю, откуда Я»**, то есть Свет от Света и Истинный Бог от Истинного Бога Отца, имея природу, недоступную никакой немощи. Если же, говорит, Я и стал человеком по любви к людям, но ради этого Я не должен признаваться лишившимся Божественного достоинства, – Я опять остаюсь тем, что есмь по природе, то есть Богом. Ясным доказательством этого служит Мое знание о том, **«куда иду»**, ибо взойду на небеса к Отцу, от Которого Я есмь. И это, полагаю, можно было говорить, конечно, не подобному нам человеку, но Богу по природе, если Он стал человеком. Итак, выражение **«ведаю, откуда Я»** указывает на то, что Сын есть от Отца по природе. А слова **«куда иду»** служат проявлением Божественной власти. Как Бог Он восходит превыше небес, по словам Павла [[new:ef:04:10|(Еф. 4:10)]]. Впрочем, здесь заключается, хотя и не очень ясная, угроза иудеям за свойственное им нечестие. В этих словах Он оказывается говорящим, что уже имеет вскоре удалиться от народа их, оставит их лишенными Божественного света и представит их пребывать в неведении и глубокой тьме, что является яснее им высказывающим в других словах: //«Пока свет имеете, ходите во свете, да тьма вас не обымет»// [[new:in:12:35|(Ин. 12:35)]]. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга V.//** =====Прп. Исихий Иерусалимский===== //Недоумение XVII.// Почему Иоанн говорит, что Христос некогда сказал [иудеям]: //«и Меня знаете, и знаете откуда Я»// [[new:in:07:28|(Ин. 7:28)]], в другой же раз им же [Христос говорит]: **«не знаете, откуда Я пришёл и куда иду»** [[new:in:08:14|(Ин. 8:14)]] и //«ни Меня не знаете, ни Отца Моего»// [[new:in:08:19|(Ин. 8:19)]]? //Разъяснение// см. [[new:in:07:28#prp_isixij_ierusalimskij|Ин. 7:28]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Иисус сказал им в ответ: если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно; потому что Я знаю, откуда пришел и куда иду; а вы не знаете, откуда Я и куда иду** См. Толкование на [[new:in:08:13#blzh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 8:13]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Отвеща Иисус и рече им: аще Аз свидетельствую о Себе, истинно есть свидетельство Мое** См. Толкование на [[new:in:08:13#evfimij_zigaben|Ин. 8:13]] **Яко вем, откуду приидох** т.е. от Бога Отца. **И камо иду** т.е. к Нему же по исполнении этого Домостроительства. Так как Я знаю, что пришел от Бога Отца и что к Нему же иду, то значит Я – Сын Божий и Бог. Следовательно, Я вполне достоверен, как сама Истина. **Вы же не весте, откуду прихожду, и камо гряду** //не весте// – как думаете, как показываете, как притворяетесь, а в действительности знаете. Поэтому раньше [[new:in:07:28|(Ин. 7, 28)]] Иисус Христос сказал: //и Мене весте, и весте, откуду есм//ь. ===== Лопухин А.П. ===== **Иисус сказал им в ответ: если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно; потому что Я знаю, откуда пришел и куда иду; а вы не знаете, откуда Я и куда иду** На возражение фарисеев Христос отвечает, во-первых, что Он может свидетельствовать о Самом Себе, как свидетель вполне достоверный: Он хорошо знает, **«откуда»** Он **«пришел»**, т. е. о том, что Его происхождение Божественное, и **«куда идет»**, т. е. что Ему предстоит возвратиться к Отцу на небо. Отсюда же с необходимостью следует, что Ему хорошо известно и Его назначение, о котором Он в настоящий раз и свидетельствует. Он говорит не как простой смертный, которому неясно его будущее, а как Сын Божий, Kоторому известно все. [<10>]