[<10>] ====== Толкования на Ин. 8:23 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И рече им: вы от нижних есте, Аз от вышних есмь: вы от мира сего есте, Аз несмь от мира сего** См. Толкование на [[new:in:08:22#svt_ioann_zlatoust|Ин. 8:22]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира** **«И глаголаше им: вы от нижних есте, Аз от вышних есмь».** Как Бог Он не имел нужды, по словам самого божественного евангелиста Иоанна, //«дабы кто свидетельствовал о человеке, ибо Сам узнавал, что было в человеке»// [[new:in:02:25|(Ин. 2:25)]], так как //«проникает до разделения души и духа, сочленений и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные»// [[new:evr:04:12|(Евр.4:12)]]. Не не ведал Он поэтому и глупые мысли иудеев, которые, по своему грубому и тупому уму, услыхав от Спасителя слово //«ухожу»//, безрассудно подумали или что Он убежит куда-либо, оставив Иудею, или что Он говорит нечто такое: доколе Я остаюсь и жив, уверуйте, дабы таким образом не пришлось и умирать, ибо ὑπάγω может иметь и такое значение. И удивительного ничего нет в том, если иудеи впали в такое безрассудство, что думали о Христе нечто подобное. Ведь они не знали, что Он есть Бог по природе, но, смотря на одно только земное тело Его, считали одним из подобных нам человеков. Поэтому-то, поражая их, Спаситель и говорил: //«Вы по плоти судите»// [[new:in:08:15|(Ин. 8:15)]]. Таким образом, отклоняя их от таких ребяческих и низменных мыслей, снова научает их, что они помышляют это не о ком-либо из сотворенных и смертных людей, но о Том, Кто истинно рожден свыше и от Бога Отца. Поэтому отнюдь не Мне, говорит, приличествует умереть и бежать, ибо Я – свыше, то есть Бог от Бога, ибо то, что выше всего, есть Бог, – но вам это всего более должно подобать, ибо вы – снизу, то есть имеете природу, подверженную смерти и подлежащую тлению и ничтожеству. Итак, обо Мне, говорит, не помышляйте ничего подобного и оставьте свою слабость, ибо рабское не равночестно Владыке и то, что снизу и от земли, – Тому, Кто свыше и от Бога Отца рожден. А что **«свыше»** означает здесь рождение Сына от Бога Отца, в этом убедит нас такое мудрое рассуждение. Взятое в местном значении **«свыше»** очевидно значит **«с неба»**. Но ведь у Сына не было бы никакого преимущества пред низшею и подчиненною Богу тварью, если бы Он пришел только с неба, так как и многие из Ангелов, посылаемые на служение, приходят вниз, управляют свыше чем-либо на земле и нисходят с неба. Это свидетельствует нам Сам Спаситель в словах: //«Истинно, истинно говорю вам; узрите небо отверстым и Ангелов Божиих восходящими и нисходящими на Сына Человеческого»// [[new:in:01:51|(Ин. 1:51)]]. Если, таким образом, и Ангелы нисходят свыше с неба, то зачем же напрасно возвышает Себя Христос, усвояя Себе как некое великое преимущество пред всею тварью Свое пришествие, как говорит, **«свыше»**? Но ведь без труда и усилий вполне очевидно, кто есть по природе Единородный и что такое созданные Им Ангелы. Итак, слово **«свыше»** необходимо должно иметь не общее значение **«с неба сходить»**, но указывать на то, что Сын воссиял из Превышней и Превосходящей всё Природы. Поэтому и слово **«свыше»** в отношении к одному только Единородному указывает на то, что Он от Бога по природе, и ни на что другое. Ведь из всех существ, о которых говорится, что они суть и существуют от Бога, Сыну принадлежит еще и то пред всем преимущество, что Он существует как //«рожденный из самой сущности Отца»//, а не как созданный подобно тварям. **«Вы от сего мира есте, Аз несть от мира сего**. Весьма ясно показал здесь, что надо разуметь под **«свыше»** и что – под **«снизу»**. И так как Господу нашему Иисусу Христу было вполне естественно знать, что фарисеи могут придать этим выражениям чувственный смысл, понять эти **«свыше»** и **«снизу»** в местном значении и отсюда впасть во многие ложные мысли, то Он считает полезным снять с этого изречения всякую прикровенность и неясность, еще раз и еще яснее изложив им то, что высказал загадочно. **«Вы»**, говорит, **«от сего мира есте»**, то есть **«снизу»**, – **«Я не»** (есмь) **«от сего мира»**, а это значит **«свыше»**. Бог превосходит все тварное не в отношении местных высот, ибо глупо и совсем неразумно бестелесное представлять пространственным, – но Он возвышается над тварью неизреченными преимуществами природы. Такое (Божественное) существо усвояет Себе Логос, называя Себя не делом (тварью), но плодом и рождением (Сыном). Замечай, что, как оказывается, не говорит: **«Свыше Я произошел и сотворен»**, но – **«есмь»**, дабы показать и то, откуда Он, и то, что вечно сосуществовал Своему Родителю, ибо Он есть **«Сущий»**, как и Отец. А будучи **«Сущим»**, каким же образом не был и вечно сосуществующим **«Сущему»**, пусть на этот вопрос отвечает безумие иномыслящих. ...**«Сей»** или **«сего»** и подобное употребляется вместо имени и есть указательное местоимение, но отнюдь, конечно, не содержит в себе необходимого указания на **«другого»**. Так, например, блаженный Варух, указывая нам на единого и единственного Бога, говорит: //«Сей Бог наш, да не считается другой с Ним»// [[old:var:03:36|(Вар. 3:36)]]. Если бы **«сей»** указывало на **«другого»**, каким образом другой не был бы признан при Нем? И Симеон праведный, пророчествуя тайну о Христе, говорит: //«Вот "Сей" лежит на падение и восстание мертвецов многих во Израиле и в знамение пререкаемое»// [[new:lk:02:34|(Лк. 2:34)]]. Кому же не вполне очевидно, что праведный говорит здесь **«Сей»** не для отклонения нас от других лиц, но указывает на единично, так сказать, уже присутствующего и для сего назначенного. Поэтому когда Христос говорит: **«Я – не от мира сего»**, то употребляет это **«сего»**, конечно, не как являющийся из **«другого»** мира, но более телесным образом указывает и определяет в виде как бы двух некоторых мест тварную природу и неизреченную, превышающую всякое существо человеческое. При этом словами **«вы от мира сего есте»** дает видеть, что иудеи пребывают в месте тварей, а в изречении **«Я не от мира сего»** совершенно отделяет Себя от тварных существ и относит к другому месту, то есть Божества. Итак, поставив на вид противоположность между Божеством и миром, местоимение **«сего»** ставит при слове **«мира»**, а Себя Самого относит к Родившему Его Богу и Превышней Сущности. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга V.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира** Да, мы земные и от земли; а Ты – Небесный – с неба или, лучше: Ты – Вездесущий. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира** См. Толкование на [[new:in:08:21#blzh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 8:21]] ===== Евфимий Зигабен ===== **И рече им: вы от нижних есте** От нижних (εκ της γης – от земли) не потому, что тело из земли, но потому, что понимание у них было земное и неправильное. И апостол Павел [[new:rim:08:09|(Рим. 8, 9)]], говоря: //вы же несте во плоти//, – под плотью разумеет плотское понимание. **Аз от вышних есмь ** //От вышних (εκ του ουρανου// – от неба) не потому, что Он пришел с неба, а потому что понимание у Него небесное и Божественное. Затем поясняет Свои слова. **Вы от мира сего есте, Аз несмь от мира сего ** Миром называет здесь мирское, неправильное, земное понимание. Подобно тому как духом называет духовное понимание и плотью – плотское, точно также землей и миром – земное и мирское. Итак, Иисус Христос говорит: «Я это не так понимаю, как вы, что будто убью Самого Себя». ===== Лопухин А.П. ===== **Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира** Христос не отвечает Своим врагам прямо на их насмешку, но указывает на резкую противоположность между Собой и ими: Он //«от вышних»//, а они //«от нижних»//. Этим Христос выясняет глубочайшую основу их насмешливого отношения к Нему: «//нижнее//» – это земля, земной мир, как видно из параллельного выражения //«от сего мира»// (ср. [[new:act:02:19|Деян.2:19]]), «//вышнее//» – небо. Частица «от» (ἐκ) означает происхождение, а происхождению соответствует и настроенность, и деятельность того или другого лица. //«Сей мир»//, т. е. мир, который// «лежит во зле»// [[new:1in:05:19|(1Ин.5:19)]], или грешное человечество. [<10>]