[<10>] ====== Толкования на Ин. 8:24 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Рех убо вам, яко аще не имете веры, яко Аз есмь, умрете во гресех ваших** Действительно, если Он для того пришел, чтобы взять грех мира, и если можно совлечься греха не иначе, как чрез крещение, то в неверующем по необходимости остается ветхий человек. Кто не хочет умертвить его (ветхого человека) и погребсти чрез веру, тот умрет с ним и отойдет туда, чтобы понести наказание за прежние грехи. Поэтому говорил: //а не веруяй уже осужден есть// [[new:in:03:18|(3, 18)]], не потому только, что он не верует, но и потому, что отходит отсюда с прежними грехами. **//Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших** **«Рех убо вам, яко умрете во гресех ваших».** В немногих словах опровергнув безрассудное предположение размышлявших вышеуказанным образом и изобличив опять их пустословие о Себе, возвращается к предположенной как бы с самого начала цели речи, снова повторяет и выставляет на вид, в каких бедствиях будут они и чему подвергнутся, безумно отвергая веру в Него. Такое повторение одного и того же необходимо требуется от мудрого и опытного учителя. Учащему, думаю, подобает не потакать невежеству слушателей и беззаботно относиться к ним, если бы они даже и не совсем охотно усвояли познание научений, но снова и часто повторяя, говорить одно и то же и в одинаковых словах. Так терпеливый пахарь, подняв пашню, положив на нее немалые труды и рассеяв зерна по бороздам, если посев окажется испорченным, снова обращается к плугу и немедленно делает подсев к испорченным уже семенам. Не достигши сначала цели, он не ожидает, конечно, потерпеть то же самое и во второй раз. Действуя таким же образом, и божественный Павел говорит в одном месте: //«То же самое говорить вам для меня не леностно, для вас же назидательно»// [[new:fil:03:01|(Флп. 3:1)]]. Видишь, как учитель оказывается свободным от лености и для слушателей частое повторение учения доставляет назидательность. Поэтому Господь наш Иисус Христос, снова повторив Свою речь к иудеям, тем самым утверждает, что немалый какой-либо и случайный вред будет от неверия в Него, ибо неверующие, говорит, должны непременно **«умереть во грехах»**, умереть несомненно обремененные грехами, потому что предаст человеческую душу всепожирающему пламени. **Аще бо не имете веры, яко Аз есмь, умрете во гресех ваших**. Точнее изъясняет полезное и, ясно представляя способ спасения, показывает потом, каким путем они могут возвыситься до жизни святых и достигнуть вышнего града, небесного Иерусалима. Не только, говорит, надлежит уверовать, но и утверждает, что уверовать надо именно в Него, ибо мы получаем оправдание верою в Него как в Бога от Бога, как в Спасителя, Искупителя, Царя всяческих и Истинного Господа. Итак, вы погибнете, говорит, не веруя, **"что Я"** (это) **"есмь".** Это **"Я"**, о Котором, говорит, написано у пророков: //«Светись, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой и слава Господня над тобою воссияла»// [[old:is:60:01|(Ис. 60:1)]]. Я, говорит, "есмь", некогда повелевавший удалиться прочь болезням души и обещавший по любви исцеление в словах: //«Обратитесь, сыны, обратитесь, и исцелю сокрушения ваши»// [[old:ier:03:22|(Иер. 3:22)]]. Это "**Я есмь"**, говоривший, что даруется тебе Божественная и исконная благость и несравненное долготерпение, и потому восклицавший: //«Я, Я Сам изглаживаю грехи твои, и не вспомяну»// [[old:is:43:25|(Ис. 43:25)]]. Это **"Я есмь"**, говорит, изрекающий чрез пророка Исаию: //«Омойтесь, чисты будьте, отнимите лукавства от сердец ваших пред очами Моими, отстаньте от лукавств ваших... и приходите (тогда) и рассудим, говорит Господь: и если будут грехи ваши, как багряница, (то) как снег убелю (их), – и если будут, как пурпур, (то) как руно убелю»// [[old:is:01:16|(Ис. 1:16, 18)]]. Это **"Я есмь"**, говорит, о Котором опять сам пророк Исаия сказал в одном месте: //«На гору высокую взойди, благовествующий Сион! Возвысь с силою голос, благовествующий Иерусалим! Возвысьте, не бойтесь! Вот Бог ваш, вот Господь с силою грядет, и мышца (Его) со властию! Вот награда Его с Ним, и дело (воздаяние Его) пред Ним! Как пастырь будет пасти стадо Свое и мышцею Своею собирать агнцев и во чреве имущих утешать»// [[old:is:40:09|(Ис. 40:9–11)]]. И опять: //«Тогда отверзутся очи слепых, и уши глухих услышат, тогда вскочит, как олень, хромой, и ясен будет язык косноязычных»// [[old:is:35:05|(Ис. 35:5–6)]]. Это **"Я есмь"**, говорит, о Котором также написано еще, что «внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Вестник Завета, Которого вы желаете: вот грядет, говорит Господь, и кто выдержит день пришествия Его? Ибо Он придет как огонь в плавильнице и как щелок моющий» [[old:mal:03:01|(Мал.3:1–2)]]. Это, говорит, **"Я есмь"**, чрез уста Псалмопевца дающий обещание Самому Богу и Отцу принести Себя Самого в жертву за спасение всех и восклицающий: //«Жертвы и приношения Ты не восхотел, тело же уготовал Мне, всесожжений и (жертвы) о грехе Ты не возблаговолил; тогда сказал Я: вот иду, во главе книги написано о Мне – (чтобы) сотворить волю Твою, Боже»// ([[old:ps:039:07|Пс. 39:7–9]]; [[new:evr:10:05|Евр. 10:5–7]]). Это, говорит, **"Я есмь"**, о Котором и сам закон возвещал чрез Моисея в словах: //«Пророка из братий твоих, как меня, восставит тебе Господь Бог твой, Его слушайте, – согласно всему тому, что просил ты от Господа Бога твоего на горе Хориве в день (твоего) собрания»// [[old:vtor:18:15|(Втор. 18:15–16)]]. Итак, вы справедливо, говорит, погибнете и получите вполне должное возмездие от Судьи за то, что по причине великого нечестия своих нравов не поняли Меня, столь многими святыми предвозвещенного вам и засвидетельствованного делами, какие Я совершаю. Ведь и в самом деле поистине нет никакого основания для того, чтобы неверующие Ему должны были освобождаться от наказания, когда Богодухновенное Писание наполнено речами и свидетельствами о Нем, да и Сам Он, согласно древним предсказаниям, представляет блестящее доказательство от дел Своих. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга V.//** ===== Сщмч. Онуфрий (Гагалюк) ===== **Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших** Главное и, в сущности, единственное несчастье человека на земле – грех. Грех вносит расстройство в нашу душу – мучит ее. А свобода от греха есть самая высшая и настоящая свобода человека. Христос Бог есть Спаситель мира от его грехов [[new:mf:01:21|(Мф. 1:21)]]. Для того и сходил на землю Бог – Второе Лицо Пресвятой Троицы, и принял от Пресвятой Девы Марии и Духа Свята человеческое естество – душу и тело безгрешное, чтобы избавить всех людей от греха и тем даровать нам святость, или радость, счастье вечное... А путь к святости, к свободе от греха – вера в Бога и приобщение к Церкви Христовой, Богом основанной и Им же хранимой. Кто не верит в Бога и не принадлежит к Церкви Православной, тот остается со своими грехами и умрет в них... Знают ли это все наши современники – во множестве открытые безбожники?.. //**В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших** См. Толкование на [[new:in:08:21#blzh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 8:21]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Рех убо вам, яко умрете во гресех ваших** Еще устрашает их, желая убедить. **Аще бо не имете веры, яко Аз есмь, умрете во гресех ваших** Если вы не уверуете, что Я Христос Сын Божий, то умрете во грехах своих, как связанные ими. Кто не уверует и через Крещение не смоет скверны грехов, тот, конечно, умрет в этой скверне и, воскресши с нею, понесет наказание... ===== Лопухин А.П. ===== **Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших** Христос объясняет и то, почему Он угрожал Своим врагам тем, что они умрут во грехах, и вечной погибелью: это потому, что только вера в Иисуса может спасти человека. **«Что это Я»** – выражение это соответствует еврейскому выражению ani hou во Второзаконии [[old:vtor:32:39|(Втор. 32:39)]] и в книге пророка Исайи [[old:is:43:10|(Ис.43:10)]], которым Иегова обозначает Себя, как Того, при Kотором не может быть допускаемо существование какого-либо другого Бога. Христос, повторяя о Себе это выражение, хочет сказать, что Он один есть жизнь, свет, путь, истина и т.д. В Нем вся сущность новозаветной веры (//Мейер//). **//Толковая Библия.//** [<10>]