[<10>] ====== Толкования на Ин. 8:28 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 28-29 **Рече же им Иисус: егда вознесете Сына Человеческаго, тогда уразумеете, яко Аз есмь, и о Себе ничесоже творю, но, якоже научи Мя Отец Мой, сия глаголю: и пославый Мя со Мною есть: не остави Мене единаго Отец, яко Аз угодная Ему всегда творю** Вслед за тем, так как ни многими знамениями, ни учением не мог привлечь их к Себе, Он начинает уже беседовать о кресте, говоря: **егда вознесете Сына Человеческаго, тогда уразумеете, яко Аз есмь, и о Себе ничесоже творю, но якоже научи Мя Отец Мой, сия глаголю. И Пославый Мя со Мною есть: не остави Мене единаго Отец** [[new:in:08:28|(ст. 28–29)]]. Этим показывает, что справедливо сказал: //начаток, яко и глаголю вам//. Так-то они были невнимательны к словам Его! **Егда вознесете Сына Человеческаго.** Не ожидаете ли вы, что тогда по преимуществу избавитесь от Меня, когда умертвите Меня? Но Я говорю: тогда-то особенно вы и узнаете, яко Аз есмь, из знамений, из воскресения и пленения; все это действительно достаточно показывало силу Его. И не сказал Он: тогда узнаете, Кто Я, но: когда увидите, что Я ничего не потерплю от смерти, **тогда**, говорит, **уразумеете, яко Аз есмь**, то есть Христос, Сын Божий, все носящий и устраняющий, и не противник Его (Отца). Поэтому-то Он и присовокупил: **и о Себе ничесоже глаголю**. Вы узнаете тогда и то, и другое – и силу Мою, и единомыслие Мое с Отцом. В самом деле, изречение: **о Себе ничесоже глаголю** показывает и неразличность существа, и то, что Он не говорит ничего несогласного с мыслями Отца. Когда вы лишены будете богослужения, когда вам не позволено будет даже служить Ему, как прежде, тогда вы узнаете, что это Он делает в отмщение за Меня, негодуя на тех, которые не послушали Меня. Как бы так Он говорил: если бы Я был противник Богу и чужд Ему, то Он не воздвиг бы против вас столь великого гнева. Об этом говорит и Исаия: //даст лукавыя вместо погребения Его// [[old:is:53:09|(Ис. 53, 9)]]; и Давид: //тогда возглаголет к ним гневом Своим// [[old:ps:002:05|(Пс. 2, 5)]]; и Сам Христос: //се, оставляется дом ваш пуст// [[new:mf:23:38|(Мф. 23, 38)]]. То же самое показывают и притчи, когда, например, (Христос) говорит: //что сотворит делателем тем господин винограда того? Злых зле погубит их// [[new:mf:21:40|(Мф. 21, 40–41)]]. Видишь ли, что Он везде говорит так потому, что они еще не веровали? Но если Он погубит их, как и действительно погубит, потому что сказано: //враги моя оны, иже не восхотеша мене, да царь бых был над ними, приведите семо и изсецыте// [[new:lk:19:27|(Лк. 19, 27)]], то почему Он называет это не Своим делом, но Отца? Потому, что говорит приспособительно к их немощи, а вместе с тем воздает честь и Родившему Его. Поэтому Он не сказал: оставлю дом ваш пуст, но: //оставляется//, – выразился безлично. Между тем, так как Он сказал: //колькраты восхотех собрати чада твоя, и не восхотесте// [[new:mf:23:37|(Мф. 23, 37)]], и потом уже присовокупил: //се, оставляется//, то этим показывает, что именно Он произвел это запустение. Так как вы, говорит Он, не хотели познать Меня, когда Я благодетельствовал и служил вам, то узнаете, Кто Я, когда подвергнетесь наказаниям. **И Пославый Мя Отец со Мною есть.** Чтобы не подумали, что выражение – **Пославый Мя** – означает, что Он меньше, – говорит: **со Мною есть**. То указывает на Домостроительство, а это – на Божество. **И не остави Мене единаго, яко Аз угодная Ему всегда творю** [[new:in:08:29|(ст. 29)]]. Опять Он снизошел к речи уничиженной, непрестанно обращаясь к тому, что они говорили, именно – что Он не от Бога и что не соблюдает субботы. Приспособительно к этому Он говорит: **угодная Ему всегда творю**, показывая, что и нарушение субботы угодно Ему. Так Он говорил и пред крестом: //думаете ли, яко не могу умолити Отца Моего// [[new:mf:26:53|(Мф. 26, 53)]], – хотя одним только словом: кого ищете? – поверг их ниц на землю. Почему же Он не говорит: ужели вы думаете, что Я не могу вас погубить, когда доказал это самим делом? Из снисхождения к их немощи; а притом Он всячески старался показать, что не делает ничего противного Богу. Так точно и здесь Он говорит человекообразно. А в каком смысле сказано: **не остави Мене единаго**, – в таком же и это: **яко Аз угодная Ему всегда творю**. ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Итак Иисус сказал им: когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю** **«Егда вознесете Сына Человеческаго, тогда уразумеете, яко Аз есмь».** Подражая хорошим врачам, обнажает причину присущей им душевной болезни и ясно открывает, что препятствует им быстро прийти к разумению Его и вере в Него. Так как они, смотря на плоть Его и Его плотское происхождение, склонялись унизительно думать о Нем и, имея такое покрывало на очах ума своего, не знали, что Он есть истинный Бог, хотя и явился человеком, – то считает необходимым присоединить слова: **«Когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что (это) Я (есмь)»**, то есть: когда прекратите низкое и земное представление обо Мне, когда будете помышлять обо Мне высокое и сверхземное, признаете Богом, явившимся от Бога, хотя Я и стал ради вас подобным вам человеком, – вот тогда-то и узнаете ясно, что Я есмь свет мира, о чем и говорил вам недавно. Что же, в самом деле, может еще служить препятствием к тому, чтобы Тот, Кто принят уже за Истинного Бога, был и светом мира? Не дойдет же кто-либо до такого безумия и дерзости, чтобы и тогда дерзнуть сказать: //«Свидетельство Твое не истинно»// [[new:in:08:13|(Ин. 8:13)]]. Ведь Тот, Кто называется Богом по природе и истинным, отнюдь не может говорить ложь. Итак, и из слов Спасителя совершенно очевидно, что, имея низкое о Нем представление и считая Его простым человеком, лишенным Божества по природе, мы тем самым, без всякого сомнения, уже и не веруем в Него и не признаем Его Спасителем и Искупителем. Но тогда что же последует отсюда? Мы лишаемся надежды, ибо если спасение чрез веру (получается), а вера исчезла, что же еще спасает? А веруя и поднимая Единородного на боголепную высоту, хотя Он и соделался человеком, мы, как бы идя попутным ветром и проходя многотрудное море житейское, переселимся в вышний град и получим там почести за веру. //Другое толкование того же изречения:// **«Когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что (это) Я (есмь)»**. Употребив много прекрасных слов для смягчения ярости иудеев, Господь видит, что она, тем не менее, все увеличивается. Они не перестают неудержимо хулить Его: то не придают Его слову никакого значения и нечестиво называют Его лжецом, ибо сказать: //«Свидетельство Твое не истинно»// [[new:in:08:13|(Ин. 8:13)]], что же может означать другое, как не это; то опять, когда Он по любви сообщал им нужное для спасения и потому говорил, что //«если не уверуете, что это Я, умрете во грехах ваших»// [[new:in:08:24|(Ин. 8:24)]], горячо восставали и, говорившимся им по любви словами противопоставляя свои безумные речи, вопрошали: //«Ты Кто?»// [[new:in:08:25|(Ин. 8:25)]]. Поэтому для столь неудержимо погрузившихся в безрассудную дерзость требовалось слово, могшее их образумить и побудить к более скромному настроению, уже налагавшее, даже и против воли, узду на язык. Вот по этой причине и угрожал им, весьма ясно говоря, что не избегнут наказания за свое нечестие, и хотя в настоящее время и видят Его долготерпеливым, но когда их нечестие против Него дойдет до ужасного предела, то есть до предания Его на распятие и смерть, тогда они подвергнутся страшному наказанию и крайнему бедствию, очевидно от войны с римлянами, случившейся после распятия Спасителя вследствие вышнего гнева от Бога. А что они имели подвергнуться великим бедам, это Спаситель также весьма ясно указывал им, говоря однажды плакавшим женам: //«Дщери Иерусалимские! Не плачьте о Мне, а плачьте о себе и о детях ваших»// [[new:lk:23:28|(Лк. 23:28)]], или в другой раз: //«Когда увидите окруженным войсками Иерусалим, тогда скажете горам: покройте нас! и холмам: падите на нас!»// ([[new:lk:21:20|Лк. 21:20]], [[new:lk:23:30|23:30]]). Такие бедствия от войны настанут у иудеев, что всякий вид смерти будет приятнее и желательнее. И действительно, о выселении их из своей страны, пленении ее обитателей, жестоких избиениях, голоде в каждом городе и ядении в них детей повествует и Иосиф в своих сочинениях. Итак, **«когда»**, говорит, предав распятию //«Сына Человеческого»//, подвергнетесь соответственному наказанию и за свои дерзости ко Мне получите равномерное возмездие, **«тогда»** с плачем **«узнаете, что Я есмь»** могущий все, то есть Бог. Ведь если и //«птичка одна без Бога в сеть ловца не попадет»//, то каким образом, говорит, целая страна и народ возлюбленный могли бы дойти до такой полной погибели, если бы, без сомнения, Вседержитель Бог не попустил этому быть? Вот каким ужасным злом оказывается пренебрежение к Богу, доводящее до столь страшных бед. Поэтому и Павел порицает некоторых, говоря о Боге: //«Или богатством благости Его и кротости и долготерпения Его пренебрегаешь, не разумея, что благость Божия к покаянию тебя ведет, но по жестокости своей и нераскаянному сердцу сам собираешь себе гнев в день гнева»// [[new:rim:02:04|(Рим. 2:4–5)]]. //Иное толкование того же изречения:// Много времени провел Христос в обращении с иудеями – во всяком, можно сказать, собрании беседовал с ними, каждую субботу говорил с ними, часто и охотно предлагая им полезное учение и постоянно призывая к просвещению от Духа. Так, Он между прочим говорил им, как истинный и по природе Бог: //«Я есмь свет мира»// [[new:in:08:12|(Ин. 8:12)]]. А они, предаваясь неразумным помыслам, возражали Ему на эти слова: //«Ты Сам о Себе свидетельствуешь, свидетельство Твое не истинно»// [[new:in:08:13|(Ин. 8:13)]]. И дерзость иудеев простиралась не до одних только противоречий на словах и их неукротимая смелость не ограничивалась одними только порицаниями, но, беспощадно пройдя чрез все ступени жестокости, окончили тем, что предали Его распятию и смерти. Но как Он был жизнью по природе, то, расторгнув узы смерти, восстает из мертвых, справедливо удаляется от гнусностей иудеев, переселяется к язычникам, всех призывает к свету и слепым дарует прозрение. Таким образом, случилось то, что после крестной смерти Спасителя нашего Христа умы иудеев омрачились, так как свет удалился от них, а сердца язычников просветились, так как истинный свет воссиял им. Итак, **«когда»**, говорит, **«вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что (это) Я (есмь)»**, вместо: претерплю до самого конца ваше нечестие, не наведу на вас преждевременного гнева (своего), приму страдания и смерть, перенесу, кроме всего другого, и это. Но когда вы предадите распятию Сына Человеческого, почитаемого вами за простого человека, тогда, говорит, даже невольно, узнаете, что Я не сказал лжи в словах: //«Я – свет мира»//. Ведь если вы видите себя самих подвергшимися омрачению, а бесчисленное множество язычников просвещенными по причине Моего бытия у них, то разве, даже вопреки своей воле, вы не должны согласиться наконец, что Я – поистине свет мира? А что Спаситель, после воскресения из мертвых, имел удалиться из сонмища иудеев, это для всякого несомнительно, ибо это уже совершилось и исполнилось. Но, кроме того, это с еще большею ясностию можно видеть и из Его слов: //«Пока свет имеете, ходите во свете, дабы тьма вас не объяла»// [[new:in:12:35|(Ин. 12:35)]]. Сокращение и удаление света дает бытие тьме и, наоборот, присутствие света производит исчезновение тьмы. Итак, Христос является истинным Светом, Своим удалением подвергнув иудеев тьме, а Своим присутствием осветив язычников, – и испытание бедствий сделалось горькою наукою для иудеев. //Еще толкование того же изречения:// **«Когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я».** Поскольку вы, говорит, смотря на одну только плоть, думаете, что Я простой человек, один из вам подобных, а Божеское достоинство и соединенная с ним слава нисколько не входит в ваш ум, то очевиднейшим для вас знамением того, что Я – истинный Бог от Бога и Свет от Света, послужит всеужасная ваша и беззаконнейшая дерзость, то есть крест и смерть (Моей) плоти на нем. Ведь как скоро вы увидите неисполнившеюся цель своего злоумышления и сокрушенною сеть смерти, ибо Я восстану из мертвых, – тогда даже невольно и по необходимости уже согласитесь наконец с обращенными к вам Моими словами и должны будете признать, что Я – Истинный Бог по природе. И это потому, что Я окажусь выше смерти и тления и, как Жизнь по природе, восставлю Мой храм [[new:in:02:19|(Ин. 2:19–21)]]. Но если владычествовать над смертью и презирать сети тления подобает только Богу по природе и никому другому из существующего, то разве не должен оказаться Я, без всякого противоречия и вне всякого сомнения, по этому самому могущим все побеждать и беспрепятственно? Итак, Спаситель сказал, что Его собственный Крест будет знамением для иудеев и очевиднейшим доказательством того, что Он есть Бог по природе. Ясно высказывающим это ты можешь видеть Его и в некотором другом случае. Так как чрез Него совершилось бесчисленное множество чудотворений, то фарисеи приступили однажды к нему с словами: //«Учитель! желаем от Тебя знамение видеть»// [[new:mf:12:38|(Мф. 12:38)]]. Он же, поскольку видел их замыслы и знал их дурные намерения, говорит: //«Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дается ему, кроме знамения Ионы пророка: ибо как был Иона во чреве кита три дня и три ночи, так будет и Сын Человеческий в сердце земли три дня и три ночи»// [[new:mf:12:39|(Мф. 12:39–40)]]. Слышишь, как иудеям, требовавшим знамения в доказательство того, что Он есть истинный Бог, хотя говорили это и с целью искушения, – не будет показано, говорит, им другого знамения, кроме знамения Ионы пророка, то есть тридневной смерти и воскресения из мертвых. Какое же в самом деле знамение свойственной Божеству власти может быть столь велико и очевидно, как разрушение смерти и уничтожение тления, хотя и по Божественному решению овладевшего человеческою природою? Ведь в лице Адама она услышала: //«Земля еси и в землю отойдешь»// [[old:gen:03:19|(Быт. 3:19)]]. Но во власти Спасителя Христа было и положить конец Своему собственному гневу и смерть, явившуюся вследствие Его же проклятия, уничтожить благословением. А что иудеи сильно трепетали знамения воскресения как страшного доказательства того, что Христос есть воистину Бог, этому ясно научит их последнее деяние. Как только узнали они о воскресении Спасителя и что Он не обретается во гробе, придя от этого в весьма великий страх, старались за большие деньги купить клевету у воинов. Они дали им сребреники, чтобы говорили, //«что ученики Его, пришедши, украли Его, когда мы спали»// [[new:mf:28:13|(Мф. 28:13)]]. Вот как велико знамение воскресения, будучи бесспорным доказательством Божества Иисуса, почему и смутилось жестокое и непреклонное сердце иудеев. **«И о Себе ничесоже творю, но, якоже научи Мя Отец, сия глаголю»**. Говорит применительнее к человеческому состоянию, так как иначе иудеи не могли понимать и не допускали выслушивать от Него Его учение о Своем божестве в чистом виде. В последнем случае они даже хотели подвергнуть Его побиению камнями, обвиняя Его в богохульстве, потому что, будучи человеком, Он творил Себя Богом. Поэтому, сняв величие Своего Божеского достоинства и совлекши с слова блеск этого достоинства, Он прекрасно сообразуется с немощию слушателей: видя в их душе, что они не признают Его Богом, Он строит человекообразную речь, дабы опять не возгорелись гневом их сердца и чрез это они безрассудно не утратили хотя бы даже некоторого небольшого к Нему внимания. Итак, познаете, говорит, когда вознесете Сына Человеческого, что это Я, – подобным же образом познаете также и то, что **«от Себя не творю ничего, но как научил Меня Отец, так говорю».** Но скажи мне, быть может, спросит кто-нибудь, какая нужда в таком изречении? Чему научает в нем нас Христос? Ответим на это посредством благочестивого изъяснения каждого отдельно слова в этом изречении. Вы не престаете, говорит, нападать на Мои дела как беззаконные и нечестивые – часто обвиняли Меня как поступающего противозаконно и обыкновенно совершающего несогласное с законодателем. Так, когда Я исцелил страдавшего столь продолжительною болезнью и оказал милость человеку в субботу, то вместо подобавшего благоговения вы предпочли обвинять Меня за это и оказались далекими от воздаяния Мне должного. Ввиду этого Я недавно давал вам спасительные наставления и убеждал вас к желанию усвоить себе свет. Потом Я показывал вам Истинный Свет, когда изъяснял Свою природу в словах: //«Я – свет мира»// [[new:in:08:12|(Ин. 8:12)]]. А вы опять, безрассудно поступая и размышляя, выступали против Моих слов и дерзнули бесстыдно сказать: //«Свидетельство Твое не истинно»// [[new:in:08:13|(Ин. 8:13)]]. Поэтому когда вознесете Сына Человеческого, то есть когда Его подвергнете смерти, и увидите Его победителем уз смерти, ибо восстану из мертвых как Бог по природе; тогда, говорит, вы узнаете, что **«ничего от Себя не творю, но как научил Меня Отец, так говорю»**. Когда увидите (во Мне) истинного Бога по природе и Сына, то узнаете, что я отнюдь не своеволен, но всегда соволен Богу и Отцу, – и все, что ни совершит Он, это и Я Сам немедленно творю, а равно и говорю все то, что нахожу говорящим Его, ибо Я имею одну сущность с Родителем. Я исцелил в субботу расслабленного, и вы вознегодовали за это, но ведь Я показал вам, что и Отец действует в субботу, сказав: //«Отец Мой доселе делает и Я делаю»// [[new:in:05:17|(Ин. 5:17)]]. Итак, **«от Себя не творю ничего»**. Точно так же Я говорил вам: //«Я – свет мира»//, а вы подумали, что Я говорю что-то несогласное с Ним (Отцом), хотя опять и в этом случае Я постыдил вас, когда привел Его слово обо Мне: //«Вот Я положил (назначил) Тебя в завет рода, во свет народов»// [[old:is:42:06|(Ис. 42:6)]]. Поэтому вы, говорит, совершенно напрасно обвиняете Того, Кто всегда единоволен с Отцом и не делает ничего несогласного с Ним, равно и не позволяет Себе говорить что-либо такое, что не от Него. Такой, полагаю, смысл надо давать приведенным словам. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга V.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 28-29 **Итак, Иисус сказал им: когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю. Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно** Много чудес совершил Иисус, и однако же не привлек иудеев к Себе. Теперь говорит им о Кресте. Вы, говорит, думаете, что когда распнете Меня, будете свободны от всякой заботы и избавитесь от Меня. А Я говорю, что вы узнаете, что это Я, то есть Христос, Сын Божий, все носящий и держащий [[new:evr:01:03|(Евр. 1, 3)]], и что Я не противник Отцу, не действую и не говорю Сам от Себя, ибо не имею собственной воли, отличной от воли Отца. Как же они узнают Его на кресте? Из знамений того времени, из воскресения Его и пленения их. Ибо все это могло обнаружить Его силу. Итак, когда распнете Меня, вы узнаете то и другое, и силу Мою, и единомыслие Мое с Отцом. Ибо Отец не предал бы вашего города римлянам в отмщение за Меня и не совершил бы знамений на кресте, если бы Я не был Сыном Его и единомысленным, а не противным Богу. Тогда узнаете, что чему Я ни учу и что ни говорю, это от Него, несомненно, божественно и не Мое, но Пославшего Меня. Потом, дабы не подумали, что послание и посольство означает подчиненность, говорит, что Отец Мой со Мною. Хотя Он и послал Меня как Человека, но Я неразлучен с Ним, а Он со Мною, как Бог с Богом. За сим опять нисходит к уничиженной речи и говорит: //"и не оставил Меня одного"//, потому что Я делаю угодное Ему. Так смиренно говорит Он для иудеев. Они говорили, что Он не от Бога, потому что не хранит субботу. А Он говорит: //"Я делаю угодное Ему"//, так что, если и субботу нарушаю, то делаю угодное Ему. Впрочем, такою уничиженною речью Он нисколько не вредит Своей славе, но слушателям приносил пользу, да и Свою славу чрез это упрочивал. Ибо слушатели, слыша, что Он все относит к Отцу, охотнее прилагались к Нему и веровали в Него, так что смирение более возвышало Его. Видишь ли достоинство блаженного смирения? А что это так, слушай далее. ===== Евфимий Зигабен ===== **Рече же им Иисус: егда вознесете Сына Человеческого, тогда уразумеете, яко Аз есмь** Когда вы повесите Меня, как человека на Кресте, тогда узнаете, что это Я именно Сын Божий и Бог; так как Иисус Христос, как Бог, сказал эти слова: //яко Аз есмь//. А узнаете вы это из последующих тогда непререкаемых знамений и воскресения Моего из мертвых; кроме того – из гнева Божия, который тогда изольется на народ иудейский. После того как Иисус Христос был распят на кресте и совершились те страшные знамения, как пишет Лука [[new:lk:23:48|(23, 48)]], весь народ, сошедшийся смотреть на это, увидев происходившее, возвращался, бия себя в грудь. Народ знал, что это действительно был Божий Человек и что тварь сострадает Ему, не перенося Его страдания, но не смея говорить этого из страха перед начальниками, ударял себя в грудь, указывая на внутреннюю скорбь. Он чувствовал, что за это постигнет весь народ иудейский какое-то неотвратимое бедствие. Поэтому и сотник, и другие бывшие с ним, которые стерегли Иисуса Христа, как сказал Матфей [[new:mf:27:54|(27, 54)]], увидев совершившееся, сильно испугались и говорили: //воистинну Божий Сын бе Сей//. Но и сами начальники иудейские узнали тогда, что Иисус Христос был Сын Божий и Бог, хотя и заглушали свою совесть по чрезмерной зависти и безумию. Евангелист Матфей опять-таки говорит: //се, нецыи от кустодии пришедше во град, возвестиша архиереом вся бывшая. И собравшеся со старцы, совет сотвориша, сребреники доволны даша воином, глаголюще: рцыте, яко ученицы Его нощию пришедше украдоша Его, нам спящым...// [[new:mf:28:11|(28, 11-13)]] и прочее. Кроме того, и самый благоразумный из иудеев – Иосиф, описывая бедствия, которые обрушились после этого на иудеев, а также взятие Иерусалима, сознается, что именно за смерть Иисуса Христа излился на них такой гнев Божий, и убито было римлянами столько их тысяч. Так как они не захотели узнать Иисуса Христа, когда Он предлагал им врачевание, то узнали, Кто Он, когда подверглись наказанию. **И о Себе ничесоже творю, но, якоже научи Мя Отец Мой, сия глаголю** А если вы тогда узнаете это, то, конечно, будете знать и то, что Я ничего не делаю от Самого Себя, но делаю все то, чего желает Отец. Будучи равным Ему, Я желаю того, чего и Он желает, потому что у Нас одна воля, одно могущество. Будете вы знать тогда и то, что Я говорю так, как научил Меня Отец, потому что Он – ум, а Я – слово. О делах Иисус Христос и выше сказал: //не могу Аз о Себе творити ничесоже// [[new:in:05:30|(Ин. 5, 30)]], – прочитай толкование этого изречения; затем и о словах Он сказал: //Мое учение несть Мое, но Пославшаго Мя// [[new:in:07:16|(Ин. 7, 16)]], – прочитай толкование и этого. ===== Лопухин А.П. ===== **Итак Иисус сказал им: когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю** Христос не обращает внимания на такое непонимание. Он снова начинает говорить (ср. стих 21) о Своем удалении от народа, но на этот раз изображает Свое удаление не как добровольное, а как дело насилия со стороны иудеев, к представителям которых Он сейчас обращается. //«Kогда вознесете Сына Человеческого»//. Связь мыслей заставляет видеть здесь указание на восшествие Христа из земного мира в горний, как и в 14-м стихе 3-й главы. Господь хочет сказать, что враги, добивающиеся Его казни, только «//вознесут//» Его этой казнью к Отцу. Он не останется во гробе или не пойдет в ад, как самоубийцы, а уйдет на небо, откуда и пришел. //«Тогда узнаете...»// Время этого признания иудеями Господа нельзя в точности определить. Точно также трудно сказать, к чему поведет иудеев это признание, к раскаянию и вере или же к отчаянию. [<10>]