[<10>] ====== Толкования на Ин. 8:32 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **и уразумеете истину, и истина свободит вы** См. Толкование на [[new:in:08:31#svt_ioann_zlatoust|Ин. 8:31]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **и познаете истину, и истина сделает вас свободными** **«И разумеете истину, и истина свободит вы».** Прикровенна еще и очень неясна речь. Впрочем, она содержит в себе сходный с предшествующими изречениями смысл и только другим образом раскрывает те же самые мысли. Тех, кто раз уверовал, она убеждает уже совсем оставить и бросить подзаконное служение, руководствуя считать его за тень в отношении к познанию о Нем и, оставив образы и загадки, стремиться к самой **«истине»**, то есть ко Христу, подателю истинной свободы и искупителю. Итак, **«познаете»**, говорит, **«истину»**, следуя Моим словам, а от познания истины обретете пользу от нее. Так как, полагаю, для пользы читателей надо расширить смысл и этого изречения, то и здесь Господь, по моему мнению, говорит иудеям вот что. Горькому, говорит, вы подверглись рабству в Египте и продолжительный труд изнурял вас, находившихся под неволею у фараона. Но вы воззвали тогда к Богу и подвигли Его милосердие к вам, – рыдая от угнетавших вас бедствий, вы искали с неба Избавителя. И Я тотчас же приходил к вам и тогда, выводил вас из чужой земли, освобождал от свирепейшей тирании и призывал к свободе. Но дабы вы знали своего Заступника и Искупителя, Я начертывал вам Мое таинство в заклании агнца и повелевал тогда предызображать спасение посредством крови, ибо вы спаслись тем, что помазывали себя и дверные косяки кровью агнца. Когда поэтому вы, отдалившись от прообразов, узнаете истину, то будете вполне и истинно свободны. И пусть, говорит, никто не сомневается в этом: ведь если прообраз соделался тогда для вас виновником стольких благ, то не тем ли более истина сообщит преизобильнейшую благодать? Ничто, конечно, не препятствует понимать так эти слова Иисуса к иудеям, так как они имеют весьма широкий смысл. Но, кажется, и другой некоторый смысл можно открыть в толкуемом изречении. Закон Моисеев предписывал омовения и окропления, а кому случалось впадать в тяжкие грехи, повелевал закалать волов и овец и тем пресекать преступления, в каких каждый был повинен. Но все это не имело никакого значения для самого уничтожения греха, ибо отнюдь не избавляло преступников от вины и не делало свободными от наказания тех, которыми попирался Божественный закон. Какую, в самом деле, пользу согрешившему человеку могло доставить заклание вола и в жертвоприношении овец какую прибыль можно бы было получить? Какое удовлетворение, поскольку дело касается до преступления закона, чрез это являлось для оскорбленного Бога? Послушай, что Сам Он говорит: //«Неужели ем мясо волов или кровь козлов пью?»// [[old:ps:049:13|(Пс.49:13)]]. Кроме того, еще ясно сказал иудеям: //«Всесожжения ваши с жертвами вашими соберите, и ешьте мяса, потому что Я не говорил к отцам вашим о всесожжениях и жертвах, но только слово сие заповедал им, говоря: суд праведный судите»// ([[old:ier:07:21|Иер. 7:21–23]] и [[old:zah:07:09|Зах. 7:9]]). Итак, совершенно бесполезны кровавые жертвы и не могут отмыть приставшую к человеку вследствие греха нечистоту. В этом удостоверяет опять, когда является говорящим к матери иудеев Иерусалиму гласом пророка Иеремии: //«Зачем возлюбленная в доме Моем совершила мерзости? Неужели обеты и мяса святые отнимут от тебя лукавства твои или ими избежишь?»// [[old:ier:11:15|(Иер. 11:15)]]; //«ибо невозможно крови волов и козлов уничтожать грехи»//, как говорит Павел [[new:evr:10:04|(Евр. 10:4)]]. А что заботящиеся о подзаконном служении как напрасном и старающиеся совершать совершенно бесполезные кровавые жертвы и дароприношения справедливо изгонялись из божественного двора, этому ясно научит и говоря гласом Исаии пророка: //«Ходить по двору Моему не продолжите: если принесете семидалу (пшеничную муку самую лучшую), напрасно; фимиам – мерзость Мне»// [[old:is:01:12|(Ис. 1:12–13)]]. Итак, не в установленных законом обрядах – истинное спасение, и никто не найдет в них вожделенную свободу, то есть от греха. Напротив, отрешившись от образов и прозревая уже красоту служения в духе, познав истину, то есть Христа, мы получаем оправдание чрез веру в Него. Оправдываясь же, мы переходим к истинной свободе, являясь уже не в качестве рабов, как прежде, но в качестве сынов Бога. Об этом засвидетельствует Иоанн в словах о Христе и верующих в Него: //«А кто прияли Его, дал им власть чадами Бога быть»// [[new:in:01:12|(Ин. 1:12)]]. Поэтому весьма благополезно Господь и Христос наш не дозволяет верующим в Него продолжать чтить подзаконные тени, ибо ничего в них нет полезного или способного дать истинную свободу. Напротив, повелевает познавать истину, ибо чрез нее, говорит, они совершенно освободятся, по смыслу толкуемого изречения. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга V.//** ===== Свт. Игнатий Брянчанинов ===== **и уразумеете истину, и истина свободит вы** Добродетель – смирение – получила свое наименование от рождаемого ею внутреннего сердечного мира. Когда имеем в виду одно успокоительное, радостное, блаженное состояние, производимое в нас добродетелью, то называем ее смирением. Когда же намереваемся вместе с состоянием указать и на источник состояния, тогда именуем ее смиренномудрием. Не подумайте, возлюбленные братия, чтоб данное нами определение, в котором смиренномудрие названо правильным образом мыслей человека вообще о человечестве и в частности о самом себе, было определением произвольным. Такое определение смирению и смиренномудрию указано Самим Господом. Он сказал: «//Аще....// **уразумеете истину: то истина свободит вы**» [[new:in:08:31|(Ин. 8:31–32)]]. Но что такое духовная свобода, преподаваемая Истиною, как не святой благодатный мир души, как не святое смирение, как не евангельское смиренномудрие? Божественная Истина – Господь наш Иисус Христос [[new:in:14:06|(Ин. 14:6)]]. Он возвестил: //«Научитеся от Мене, от Божественной Истины, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим»// [[new:mf:11:29|(Мф. 11:29)]]. Смиренномудрие есть образ мыслей человека о себе и о человечестве, внушенный и внушаемый Божественною Истиною ((«Уста смиренномудрого глаголют истину», – сказал пр. Марк Подвижник. См. Слово о Законе Духовном, гл. 9)). Самомнение есть горестное и пагубное самообольщение, есть убийственный обман, которым обманывает себя ослепленное человечество и которым обманывают его демоны. //**Аскетическая проповедь.**// ===== Свт. Филарет Черниговский (Гумилевский) ===== **и уразумеете истину, и истина свободит вы** См. Толкование на [[new:in:08:30#svt_filaret_chernigovskij_gumilevskij|Ин. 8:30]] ===== Прп. Симеон Новый Богослов ===== **и познаете истину, и истина сделает вас свободными** Господь говорит в Святом Евангелии: //аще вы пребудете во словеси Моем...// **уразумеете истину и истина свободит вы** [[new:in:08:31|(Ин. 8:31-32)]]. Три предмета усматривается в слове Господа: пребывание в слове Его, познание истины и освобождение истиною, а не самовластием. Вот освобождение; где же раб? Вслед за приведенными словами говорит еще Господь: //всяк творяй грех, раб есть греха// [[new:in:08:34|(Ин. 8:34)]]. Вот и раб, настоящий раб, не имеющий самовластия, как мы сказали о рабе. Несколько ниже опять говорит Господь: //аще убо Сын вы свободит, воистинну свободни будете// [[new:in:08:36|(Ин. 8:36)]]. Поелику Бог истинен есть и неложны уста Его, изрекшие сие, то кто посмеет утверждать, что раб греха самовластен, когда каждый раб, пока пребывает в рабстве, не имеет никакого самовластия? Это сказал Господь нам, а Павел Апостол велиим гласом на всю вселенную вопиет: //окаянен аз... кто мя избавит от тела смерти сея?// [[new:rim:07:24|(Рим. 7:24)]]. Но само собою разумеется, что когда освобождает кто кого, освобождает, конечно, от рабства. Почему тот же Апостол говорит в другом месте: //свободою убо, еюже Христос нас свободи, стойте// [[new:gal:05:01|(Гал. 5:1)]], чем показывает, что освобожденные освободились от рабства, в коем находясь, не были самовластны. **//Слова. Слово 5-е.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **и познаете истину, и истина сделает вас свободными** Как истина освобождает нас от греха, так ложь (во всем) порабощает нас греху, и всякий грех есть ложь. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **и познаете истину, и истина сделает вас свободными** См. Толкование на [[new:in:08:30#blzh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 8:30]] ===== Евфимий Зигабен ===== **И уразумеете истину** т.е. Меня, так как Аз, сказал Иисус Христос, есмь истина. Вы узнаете от Меня истину, так как все законное есть образ, тень и вид истины. **И истина свободит вы** от грехов. ===== Лопухин А.П. ===== **и познаете истину, и истина сделает вас свободными** См. Толкование на [[new:in:08:30#lopuxin_ap|Ин. 8:30]] [<10>]