[<10>] ====== Толкования на Ин. 8:36 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 36-38 **аще убо Сын вы свободит, воистинну свободни будете: вем, яко семя Авраамле есте: но ищете Мене убити, яко слово Мое не вмещается в вы: Аз, еже видех у Отца Моего, глаголю: и вы убо, еже видесте у отца вашего, творите** **Аще убо Сын вы свободит** [[new:in:08:36|(ст. 36)]]. Видишь ли единосущие Его с Отцом, – как Он показывает, что имеет одинаковую с Ним власть? **Аще Сын вы свободит**, то уже никто не станет этому противоречить, и вы будете иметь верную свободу, потому что Бог оправдаяй. Кто осуждаяй? [[new:rim:08:33|(Рим. 8, 33, 34)]]. Этим он показывает, что Он свободен от греха, и вместе намекает на свободу только по имени. Последнюю дают и люди, но первую – один Бог. А чрез это Он убеждает их стыдиться не того рабства, но рабства греховного. И, чтобы показать, что они, хотя бы и не были рабами, так как отвергли от себя то рабство, тем не менее – рабы, Он тотчас присовокупил: **воистинну свободни будете** [[new:in:08:36|(ст. 36)]]. А этим присовокуплением Он и показывает, что их свобода – не истинная. Потом, чтобы они не сказали, что не имеют греха (а можно было думать, что они и это скажут), смотри, как Он подверг их обвинению в нем. Не обличая всей их жизни, Он выставляет на вид то злодеяние, которое они только еще хотели совершить, и говорит: **вем, яко семя Авраамле есте, но ищете Мене убити** [[new:in:08:37|(ст. 37)]]. Незаметно и мало-помалу отстраняет их от этого родства, научая не превозноситься им, потому что как свобода и рабство, так и родство зависят от дел. И не сказал Он тотчас: вы не дети Авраама, вы человекоубийцы, а Он праведник; но пока еще соглашается с ними и говорит: **вем, яко семя Авраамле есте**, но не в этом дело; а потом произносит против них более сильное обличение. И весьма часто можно видеть, что Он, намереваясь совершить что-нибудь великое, после совершения говорит с большим дерзновением, так как свидетельство от дел заграждало им уста. **Но ищете Мене убити.** Что ж, скажут, если справедливо? Напротив, совсем несправедливо. Поэтому Он представляет и причину: **яко слово Мое не вмещается в вы** [[new:in:08:37|(ст. 37)]]. Как же было сказано, что они уверовали? Но я уже сказал, что они опять отложились. Поэтому-то Он сильно и обличает их. Если вы тщеславитесь родством с ним, то вам надобно выказывать и жизнь его. И не сказал Он: вы не вмещаете слова, но:** слово Мое не вмещается в вы**, показывая тем высоту Своих догматов. А за это не убивать следовало, напротив – еще более почитать и уважать, чтобы научиться. Что ж, могли сказать, может быть, Ты от Себя это говоришь? Поэтому Он присовокупил: **Аз, еже видех у Отца Моего, глаголю, и вы, еже слышасте у отца вашего, творите** [[new:in:08:38|(ст. 38)]]. Как Я, говорит, и словами и истиною являю Отца, так и вы – своими делами. Я имею не только одно и то же существо с Отцом, но и одну и ту же истину. ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете** **«Аще Сын вы свободит, истинно свободни будете».** Одному, говорит, Сыну по природе, истинно свободному и изъятому от всякого рабства, оказывается присущею возможность освобождать, но отнюдь никому другому. Ведь как то, что по природе есть мудрость, свет и сила, – первое умудряет способных воспринимать мудрость, второе освещает нуждающихся в свете, а третье укрепляет требующих силы; таким же образом и Тот, Кто есть Бог от Бога и является подлинным и свободным плодом над всем царствующей Сущности, доставляет свободу, кому пожелает. Поэтому никто не может сделаться истинно свободным чрез того, кто не имеет свободы по самой своей природе. Когда же сам Сын восхощет освободить кого, сообщая ему Свое собственное благо, тогда таковые назовутся истинно свободными как получившие это достоинство от имеющего власть (на это), а не от другого кого-либо из наделенных (этим благом) отынуду и украшенного как бы чужими дарами. Таким образом, в предыдущем изречении содержится необходимейшее объяснение и в данном там различии заключается весьма полезная мысль для старательных и внимательных слушателей. Ведь надлежало уразумевать, откуда необходимо нам искать благородства по Богу и познавать Сына, могущего освобождать. Поэтому утешающиеся мирскими достоинствами да не увлекаются высокомудрием и надменными помыслами и да не нападают на славу и благодать святых, хотя бы и малые некие из малых были они по плоти, ибо кажущееся блестящим у людей недостаточно для благородства у Бога, но только слава по жизни и добродетельным нравам делает человека истинно свободным и благородным. Иосиф, например, продан был в рабство, как написано [[old:ps:104:17|(Пс. 104:17)]], но и в таком состоянии был свободен и сиял душевным благородством. А Исав родился от свободного и был свободен, но постыдным поведением обнаруживал рабскую душу. Поэтому благородны у Бога, как только что сказали мы, не те, кто имеют богатство, в изобилии владеют деньгами и утешаются славою мирских почестей, но блистающие святою жизнью и законным поведением. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга V.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете** Ах, златая, премирная свобода, даруемая Сыном Божиим, когда ты совсем освободишь нас от рабства смертоносному греху? **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете** См. Толкование на [[new:in:08:33#blzh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 8:33]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Аще убо Сын вы свободит, воистинну свободни будете ** Теперь вы еще не истинно свободны, так как порабощены греху; а когда Сын вас освободит, тогда никто не возразит. //Бог оправдаяй. Кто осуждаяй// [[new:rim:08:33|(Рим. 8, 33)]]? Телесную свободу дарует и человек, но духовную один только Сын, как собственно Господь; и это есть в собственном смысле свобода. Затем, умолчав о всех остальных их грехах, Иисус Христос обнаруживает предмет их мысли в настоящее время. Он знал, что они уже отпали от Него, но говорит с ними кротко. ===== Лопухин А.П. ===== **Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете** См. Толкование на [[new:in:08:34#lopuxin_ap|Ин. 8:34]] [<10>]