[<10>] ====== Толкования на Ин. 8:45 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 45-46 **Аз же зане истину глаголю, не веруете Мне: кто от вас обличает Мя о гресе; аще ли истину глаголю, почто вы не веруете Мне** **Аз же зане истину глаголю, не веруете Мне** [[new:in:08:45|(ст. 45)]]. Какая последовательность в этих словах? Ни в чем не обвинив Меня, вы хотите убить Меня. Вы преследуете Меня, потому что вы враги истины. Если же не потому, то скажите вину Мою. Поэтому и присовокупил: **кто от вас обличает Мя о гресе?** [[new:in:08:46|(ст. 46)]]. Иудеи еще говорили: //мы от любодеяния несмы рождени//. Хотя многие из них были рождены и от любодеяния, потому что у них были и незаконные браки, однако ж Он не обличает их в этом, а продолжает говорить о прежнем. Доказав всем вышесказанным, что они не от Бога, а от диавола, потому что и убивать есть дело диавольское, и лгать – дело диавольское, а вы делаете и то и другое, теперь показывает, что любовь есть признак происхождения от Бога. Почто беседы Моея не разумеете? Так как они всегда с недоумением спрашивали: что это Он говорит: //аможе Аз иду, вы не можете приити?// [[new:in:08:22|(ст. 22)]], то Он и отвечает: вы не разумеете беседы Моей потому, что не вмещаете в себе слова Божия. А это происходит с вами оттого, что ваши помышления пресмыкаются по земле, между тем как слова Мои гораздо выше. Что ж, если они и действительно не могли разуметь? Но здесь слово – не можете значит: не хотите, потому что вы приучили себя пресмыкаться долу и ни о чем великом не помышляете. А так как они говорили, что преследуют Его по ревности будто бы к Богу, то Он всюду старается показать, что преследовать Его – значит ненавидеть Бога; напротив, говорит, любить Его – значит знать Бога. //Единаго Отца имамы, Бога.// Вот чем хвалятся – честию, а не делами. Итак, что вы не веруете, это доказывает не то, будто Я чужд Богу; напротив, неверование ваше служит знаком того, что вы не знаете Бога. Причина же этому та, что вы хотите лгать и творить дела диавольские, а это происходит от бедности души, как говорит Апостол: //идеже бо в вас зависти, и рвения, и распри, не плотстии ли есте?// [[new:1kor:03:03|(1 Кор. 3, 3)]]. Почему вы не можете? Потому, что //похоти отца вашего хощете творити//, – (об этом) стараетесь, ревнуете. Видишь ли, что слово: не можете означает нехотение? //Сего Авраам несть сотворил// [[new:in:08:40|(ст. 40)]]. Какие же дела его? Кротость, снисходительность, послушание; а вы поступаете напротив: вы непокорны и жестоки. Но откуда им пришло на мысль прибегнуть к Богу? Христос показал, что они недостойны Авраама. Вот, чтобы избежать этого, они и прибегли к большему. Так как Он укорил их в убийстве, то они этим говорят, как бы в некоторое оправдание себе, что они мстят за Бога. Но (Христос) показывает, что и это самое служит признаком противников Божиих. Выражение: //изыдох// означает, что Он от Бога. Говорит – //изыдох//, указывая на Свое пришествие к нам. А так как можно было ожидать, что они скажут: Ты говоришь что-то странное и новое, то Он и прибавляет, что пришел от Бога. Поэтому, говорит, естественно, что вы не слушаете Моих слов, так как вы от диавола. В самом деле, за что вы хотите убить Меня? В чем можете обвинить Меня? Если же ни в чем, то почему не веруете Мне? Доказав, таким образом, из их лживости и склонности к убийству, что они происходят от диавола, Он вместе показал и то, что они чужды Аврааму и Богу, так как, с одной стороны, ненавидят человека, который не сделал ничего худого, а с другой– не слушают слова Его. Так Он всюду показывает, что Он не противник Божий и что они не по этой причине не веровали в Него, но потому, что были чужды Богу. В самом деле, если не веруют Тому, Кто греха не сотворил, Кто говорит, что Он пришел от Бога и от Него послан, Кто изрекает истину, и так изрекает истину, что вызывает всех опровергнуть, то очевидно, что неверующие не веруют в Него потому, что они люди плотские. Он знал, верно знал, что грехи уничтожают душу. Потому-то сказано: //понеже немощни бысте слухи ваши// [[new:evr:05:11|(Евр. 5, 11)]]. Подлинно, кто не может презреть вещей земных, тот может ли когда-нибудь любомудрствовать о небесном? ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **А как Я истину говорю, то не верите Мне** См. Толкование на [[new:in:08:44#svt_kirill_aleksandrijskij|Ин. 8:44]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **А как Я истину говорю, то не верите Мне** См. Толкование на [[new:in:08:44#blzh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 8:44]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Аз же зане истину глаголю, не веруете Мне** Если бы Я говорил ложь, то вы, конечно, поверили бы, как говорящему то, что свойственно отцу вашему; а так как Я учу истине, то вы не верите Мне, как учащему о том, что ему чуждо. Истиной называет как всякое другое Свое учение, так и то, что Он – Сын Божий. ===== Лопухин А.П. ===== **А как Я истину говорю, то не верите Мне** Иудеи показывают, что они дети диавола, тем самым, что не верят прямой истине, возвещенной Христом. Они любят ложь, как и их отец-диавол. [<10>]