[<10>] ====== Толкования на Ин. 8:49 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Отвеща Иисус: Аз беса не имам, но чту Отца Моего, и вы не чтете Мене** См. Толкование на [[new:in:08:48#svt_ioann_zlatoust|Ин. 8:48]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Иисус отвечал: во Мне беса нет; но Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня** **«Отвеща Иисус: Аз беса не имам, но чту Отца Моего, и вы не чтете Мене».** Речь отличается кротостию, но вместе и большею решительностию. Весьма выразительно говорит: **«Я беса не имею»**, и, как бы противопоставляя Себя им, являет Себя свободным от порицания за это, но наоборот – показывает, что в действительности это относится к ним. В самом деле, если бы они действительно не имели беса, то, без сомнения, страшились бы называть беснующимся Того, Кто посредством дел засвидетельствован пред ними как Бог. Поэтому весьма целесообразно говорит: **«Я не имею»**, как бы перенося это обвинение на них и именно им в действительности усвояя такое состояние (беснования). Итак, Я, говорит, **«не имею»**, но вы очевидно (имеете) – **«беса»**, но **«чту»** Моего **«Отца»**, называя Себя Самого Богом и явившимся от Бога и утверждая, что не знаю греха. Ведь Богом быть, конечно, надлежит Тому, Кто от Бога, – и Сущий от Неведающего греха должен оказываться таким же, каков Тот, от Кого Он есть. В противном случае Мне необходимо было бы отказаться от противоречия вам и Я не стал бы говорить о Себе такие высокие слова. Ведь для Бога не было бы никакой чести, если бы о Нем думали, что Он имеет такого сына, который не есть Бог. Нисколько бы, говорит, не был почтен Отец, если бы Он назывался отцом того, кто впадает в грех. Итак, свидетельствуя о Своей собственной славе, Я, говорит, отнюдь не поношу, как вы предполагаете, но, напротив, **«чту»** Моего Родителя. **«Чту»** Его также и другим образом, именно когда говорю со всею справедливостью о вас, что вы не от Бога, так как о дошедших до такой злобы и погруженных во всякую порочность не подобает говорить, что они от Бога. Бог чтит и удостаивает близости к Себе, конечно, не лжеца, ругателя, хулителя, гордеца и обидчика, не склонного к неправедному убийству, но честного, кроткого, благочестивого, боголюбивого и доброго. Итак, и тем еще **«чту Отца»**, что поставляю вне общения с Ним тех, которые подвержены крайнему нечестию. А вы опять и делающего это **«бесчестите»** и нападаете на Его похвалы Отцу, так что оказываетесь нечестивцами не только против Сына, но уже и против Самого Отца. Ведь если Я, свидетельствуя о Своей высоте, тем самым **«чту»** Родителя Моего, то, без сомнения, **«обесчестит»**, говорит, Его тот, кто станет подвергать чрезмерным поношениям Сущего от Него (Его Сына). Так всесторонне подтверждает Христос Свои слова и ясно открывает, что Он есть Бог по природе, – и чрез то, говорит, посредством чего чтится Отец, при совершенном отсутствии общения с Ним в толпе нечестивцев, являет иудеев совсем чуждыми Богу, ибо что может быть нечестивее таких речей их? **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга VI.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Иисус отвечал: во Мне беса нет; но Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня** См. Толкование на [[new:in:08:46#blzh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 8:46]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Отвеща Иисус: Аз беса не имам ** Я не бесчещу Бога, как демоны, и не отнимаю у Него Его чести. **Но чту Отца Моего** Почитая Отца, Я показываю этим, что вы не имеете отцом своим Бога, что вы не от Бога. Быть отцом человекоубийц – бесчестие для Человеколюбца. **И вы не чтете Мене ** называя самарянином и бесноватым за то, что, почитая Отца, Я показал, что вы не имеете отцом своим Бога. А бесчестя Сына, вы обесчестили и Отца, так как выше было сказано, что кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его [[new:in:05:23|(Ин. 5, 23)]]. ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 49-50 **Иисус отвечал: во Мне беса нет; но Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня. Впрочем Я не ищу Моей славы: есть Ищущий и Судящий** Не обращая внимания на то, что иудеи назвали Его самарянином, Христос возражает только против второго заявления, которое имело целью окончательно подорвать доверие ко Христу, даже отпугнуть от Него народ. «Нет, – говорит Христос, – Я нахожусь в здравом уме и уверен в том, что Своим образом действий Я воздаю почет Отцу Моему. Вы несправедливо бесчестите Меня подобными заявлениями». Но пусть иудеи не думают, что Христос особенно нуждается в восстановлении Своей чести. Он хорошо знает, что об этом заботится Его Отец, Kоторый и будет Судьею в распре, возникшей между Христом и иудеями (ср. [[new:1pet:02:23|1Пет.2:23]]). [<10>]