[<10>] ====== Толкования на Ин. 8:54 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Отвеща Иисус: аще Аз славлюся Сам, слава Моя ничесоже есть: есть Отец Мой славяй Мя, Егоже вы глаголете, яко Бог ваш есть** См. Толкование на [[new:in:08:53#svt_ioann_zlatoust|Ин. 8:53]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Иисус отвечал: если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш** **«Отвеща Иисус: аще Аз славлюся Сам, слава Моя ничтоже есть».** Вся цель изречения направляется к лицу Авраама святого и пророков, но Господь значение его, как видим, применяет к Себе ввиду того, что склонен был, даже без всякого для сего предлога, ко гневу фарисей и всякое слово только усиливало в нем свирепое желание смертоубийства. Удобопреклонными ко греху зависть делает тех, в ком она есть, и возбуждает яростный гнев на то, на что совсем не подобает. Христос желал опять выразить нечто такое: иудеи нападали и всячески противодействовали словам Его, обильно пользуясь для этого блаженным Авраамом и пророками и ясно возглашая: //«Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер и пророки умерли»// [[new:in:08:53|(ст. 53)]]. Кроме того, они потом обвиняли Его в превышении славы святых и превозношении над ними, говоря: «Кем Себя делаешь?» Против этого Господу надлежало ясно защищаться и сказать пред всеми: да, Я больше и выше Авраама и пророков, – но велемудрый иудей не вынес бы такой речи – тотчас же вознегодовал бы на это и, представляясь питающим любовь к Отцу и прикрываясь защитою славы святых, еще пламеннее напал бы на Христа и стал бы казаться справедливо питающим смертоубийство на Него. Вот почему Господь, перенесши слова на Самого Себя, говорит: **«Если Я славлю Самого Себя, слава Моя есть ничто»**. Как бы так говорит: никто из сущих на земле да не думает великое о себе, ибо если захотим рассуждать в себе самих о том, какова есть слава человеческая, то найдем ее не существующею: //«Всякая плоть трава и всякая слава человеческая, как цвет полевой»// [[old:is:40:06|(Ис. 40:6)]], – ничего, говорит, поэтому нет удивительного в том, что скончался Авраам и после него пророки, ибо что такое слава человека, когда его природа находится под властию смерти и тления, уподобляясь этим легко вянущей траве? Искусно применив к Себе присущую Аврааму или пророкам меру и сказав: **«Слава Моя ничто есть»**, кажется, приводит этим на память Иудею то, что ясно говорил о себе Авраам: //«Я земля и прах»// [[old:gen:18:27|(Быт. 18:27)]] и что блаженные пророки возглашали к Богу: //«Вспомни, что персть мы»// [[old:ps:102:14|(Пс. 102:14)]]. Ввиду этого мы, конечно, не скажем, что прославляющий святых умаляет славу их. Но необходимо было, наконец, и польза слова вызывала к тому, чтобы Он показал, какое различие имеет Божественная и неизреченная природа Его от подверженных смерти и тлению. **«Есть Отец Мой, славяй Мя».** Для точного уяснения и раскрытия мысли этого изречения воспользуюсь теми же словами и употреблю те же выражения. Как непреодолимое какое доказательство и неотвратимый довод иудеи всегда выставляют вопрос: //«Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер, и пророки умерли, – кем Себя творишь?»// Они и действительно были убеждены, что умрет и подвергнется смерти и тлению и Сам Он и в этом отношении не будет больше Авраама и святых пророков, – и вообще совсем ничего великого не думали о Нем. Ввиду этого Господь наш Иисус Христос считает наконец необходимым показать, что Он как сущий из вечности Родителя (происшедший от вечного Отца) и Сам есть вечен. Поэтому говорит: **«Есть Отец Мой, славящий Меня»**. Слово **«есть»** надо разуметь здесь не в простом и обычном значении, но как указание на существование Отца. А рожденный неизреченно от существующего Отца Сын, без всякого сомнения, обладает этим свойством Своего Родителя, то есть существованием. Вот почему Он и выше Авраама и пророков. Они умерли, как земнородные от смертных отцов. А непостижимо Происшедший от существующего (Отца) всегда прославляется от Своего Отца не как нуждающийся в славе, ибо Он Царь всякой славы [[old:ps:023:10|(Пс. 23:10)]], но как имеющий преимущество быть рожденным от вечного Отца и поэтому будучи вечен и Сам, существенно обладая достоинством Родителя. Таким образом, нет препятствий представлять славу Сына Божескою и Отца называть славою Его, так как и Сам Отец прославляется подобным же образом от Сына не как нуждающийся в славе, но поскольку считается и имеет славу быть признанным за Отца такого Сына, то есть такого же, как Он, Бога. Вот почему и Сам Сын говорит к Отцу: //«Отче, прославь Твоего Сына, да и Сын прославит Тебя»// [[new:in:17:01|(Ин. 17:1)]]. Итак, слава человеческая есть полное ничто. Все земное подлежит смерти, и именно по телу, хотя и восстанет. Но Единородный прославляется от Своего Родителя как имеющий вместе со всеми другими благами и свойство Его существа. А каково отличие Его от всей твари, это показывает нам в немногих словах блаженный Псалмопевец: //«Небеса погибнут, Ты же пребудешь, – и все, как одежда, обветшают, и, как облачение, изменишь их, и изменятся, Ты же Тот же, и лета Твои не прекратятся»// [[old:ps:101:27|(Пс. 101:27–28)]]. Тленно все сотворенное, и если еще не истлело, то потому, что изволением Божественным содержится для этого, нетленен же и вечен по природе Бог, обладающий этим не по воле другого кого-либо, как тварь, но всегда пребывающий в своих благах, между которыми есть и вечность. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга VI.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Иисус отвечал: если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш** Я, точно, как бы так говорит Спаситель, больше Авраама и пророков: и это совершенно справедливо, и не есть превозношение, похвальба, потому что Я не Сам Себе приписываю такую славу, не произвольно, но Отец Мой славит Меня; Я – Его Сын Единородный и потому больше не только Авраама и всех пророков, но и всякой твари небесной и земной. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Иисус отвечал: если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш** См. Толкование на [[new:in:08:53#blzh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 8:53]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Отвеща Иисус: аще Аз славлюся Сам, слава Моя ничесоже есть** ничто, как вы предполагаете. Это Иисус Христос сказал сообразно с их мнением, подобно тому как Он сказал: //аще Аз свидетелствую о Мне, свидетелство Мое несть истинно// [[new:in:05:31|(Ин. 5, 31)]]. Найди и прочитай объяснение этого места. **Есть Отец Мой славяй Мя ** Если Я, прославляя Себя, кажусь вам лжецом, то //есть Отец Мой славяй Мя//. И в вышеупомянутой главе [[new:in:05:37|(ст. 37)]] Иисус Христос подобным же образом сказал: //и Пославый Мя Отец Сам свидетелствова о Мне//. Иисус Христос наперед приготовляет к тому, что имеет сказать, чтобы не показаться тщеславным. Он хочет доказать, что Он больше Авраама, но теперь Он не сказал этого откровенно вследствие бесстыдства их. **Егоже вы глаголете, яко Бог ваш есть. И не познасте Его** Ст. 54-55: //Не познасте Его//, или как отвергающиеся от Него своими делами, потому что и Апостол сказал: //Бога исповедуют видети, а делы отмещутся Его// [[new:tit:01:16|(Тит. 1, 16)]], – или как не познав Сына Его, потому что и выше Он сказал: //аще Мя бысте ведали, и Отца Моего ведали бысте// [[new:in:05:19|(ст. 19)]], – или как не соблюдающие слова Его, потому что если бы вы знали Его, то и слово Его соблюдали бы. ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 54-55 **Иисус отвечал: если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Меня прославляет Отец Мой, о Kотором вы говорите, что Он Бог ваш. И вы не познали Его, а Я знаю Его; и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец. Но Я знаю Его и соблюдаю слово Его** С горечью отвечает Христос, что иудеи никак не хотят Его понять. На Него они смотрят как на человека, преданного какому-то самохвальству, страдающего как бы манией величия. Но этого нет: Сам Бог Его прославляет, и странно, что иудеи не видят, как Бог свидетельствует о Христе. Если Отец Христа есть Тот Бог, принадлежать Kоторому иудеи считают для себя особым преимуществом, как же иудеи не понимают того, что Бог говорит им Своими многочисленными свидетельствами о Христе? Нет – это правда – иудеи на самом деле совсем не знают истинного Бога! Только Христос один знает Бога так, как нужно знать. Он только один и слово Божие соблюдает, чем не могут ни в каком случае похвалиться иудеи. [<10>]