[<10>] ====== Толкования на Ин. 9:2 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И вопросиша Его ученицы Его, глаголюще: Равви, кто согреши, сей ли, или родителя его, яко слеп родися** См. Толкование на [[new:in:09:01#svt_ioann_zlatoust|Ин. 9:1]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 2-3 **Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии** **«И вопросиша Его ученицы Его, глаголюще: равви, кто согреши, сей ли, или родителя его, да слеп родися? Отвеща Иисус: ни сей согреши, ни родителя его, но да явятся дела Божия на нем».** Любознательные в добрых предметах и весьма премудрые ученики, впрочем не без Божественного внушения, возымели побуждение к пожеланию узнать это и благополезно любопытствуют, уготовляя пользу отсюда не столько для себя самих, сколько для нас. В самом деле, немалую пользу получаем мы, когда слышим здесь от Всеведущего истинное мнение и, кроме того, отталкиваемся от мерзости пустых учений, которые были не у одних только иудеев, но уже и некоторые из чрезмерно возгордившихся знанием Богодухновенного Писания и, по-видимому, принадлежащих к христианам осмелились выдавать за истину то, что было скорее делом увлечения их собственною изобретательностию и своими собственными пожеланиями, – и не побоялись эллинское заблуждение примешать к догматам Церкви. Иудеи несчастные немало роптали на то, что они будто бы несут наказание за нечестия предков и Бог будто бы без причины налагает на них грехи отцов, – осмеивали это как несправедливейший суд и даже говорили в виде как бы пословицы: //«Отцы ели незрелый виноград, а зубы детей подверглись оскомине»// [[old:iez:18:02|(Иез. 18:2)]]. Эти же (христиане), страдая близким и родственным с только что названными нами (иудеями) невежеством, утверждают, что души людей сотворены и существуют прежде создания тел, но, добровольно впав в грех и притом до своих тел, соединяются тогда с ними (телами) и как бы в качестве наказания получают бытие во плоти. Но одним и кратким словом Христос разрушил неразумие тех и других, утверждая, что ни слепец, ни родители его не согрешили. Учение иудеев Он низвергает словами, что человек родился слепым не вследствие какого-либо греха, ни собственного его, ни прародительского, ни даже отцовского или материнского. Сокрушает также и пустую болтовню других, которые говорят, что души согрешают до тела. Таковых со всею справедливостию можно спросить: как это Христос говорит, что ни слепец не согрешил, ни родители его, хотя мы не можем считать их совсем чистыми от греха? Ведь как людям им, без сомнения, естественно, даже более – необходимо впадать и в прегрешения. Спрашивается поэтому: какое время определяет Христос, в которое должно оказываться истинным для нас Его слово, что «не согрешил ни он и ни родители его?» Очевидно, говорит о времени до рождения (человека), в которое, как совсем не существовавшие, они и не согрешали. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга VI.//** ===== Свт. Николай Сербский ===== **Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?** До того Господь исцелил близ купальни у Овечьих ворот расслабленного и сказал ему: //«не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже»// [[new:in:05:14|(Ин. 5:14)]], из чего ясно: человек сей, болевший долгие годы, навлек на себя страдания своим собственным грехом. Но случай со слепым от рождения был непонятен, почему ученики и просили объяснить: кто согрешил? То, что дети часто страдают из-за грехов своих родителей, было ясно всегда. И то, что Бог иногда попускает детям страдать за грехи их родителей, ясно из Священного Писания [[old:3ts:11:12|(3 Цар. 11:12, ]][[old:3ts:21:29|21:29)]]. Это может показаться несправедливым лишь тому, кто привык смотреть на людей как на осколки жизни, полностью отделенные друг от друга. Но тому, кто смотрит на род человеческий как на единый организм, это не покажется ни несправедливым, ни неестественным. Когда один член, будучи должным, болит, тогда и прочие, не должные, страдают. Намного труднее объяснить, как и когда рожденный слепым мог согрешить и сам стать причиною собственной слепоты. Люди простые, ученики предположили такую возможность, не обдумав ее, как следует, и не зная о существовании какой-либо еще. В случае сем им казалось самым вероятным, что согрешили родители слепорожденного. Но помня о словах Христовых, сказанных расслабленному: не греши больше, – они словно связывают два этих случая и хотят сказать: «Там нам ясно было из Твоих слов, что сам страждущий явился причиною своих страданий; но можно ли сие применить и здесь? Сам ли этот слепой согрешил или, если не он, тогда, конечно, родители его?» Если бы Господь в ту минуту поставил ученикам вопрос: «Как, по-вашему, он мог согрешить, что родился слепым?» – ученики бы оказались в недоумении и могли бы, в крайнем случае, сослаться на всеобщую греховность рода человеческого по причине греха Адамова, как говорит псалмопевец: //«Се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя»// [[old:ps:050:07|(Пс. 50:7)]]. На вопрос учеников Премудрый Равви ответил так: //Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.// **//Беседы на Евангелие.//** ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== Ст. 2-3 **Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Отвеща Иисус: ни сей согреши, ни родителя его, но да явятся дела Божия на нем** Апостолы, как ученики премудрости и любители истины, видя, что Спаситель внимательно смотрит на слепого и как бы вызывает их на вопрос, предлагают Ему два общеизвестных учения, над исследованием которых трудились люди. Еллины утверждали, что согрешила душа и в наказание за это послана в тело, а Иудеи признавали, что грехи предков переходят на потомков, по написанному: //грехи отцев на чада до третияго и четвертого рода// [[old:vtor:05:09|(Втор.5:9)]]. Посему ученики, как знающему все прежде рождения, говорили Господу: **кто согреши, сей ли**, как говорят Еллины, **или родители его**, как говорят Иудеи, **яко слеп родися?** Истина же дала не темный, не уклончивый, не загадочный ответ, но прямой, превосходящий всякую ясность, потому что отвергла то и другое, сказав: **ни сей согреши** (ибо мог ли он согрешить до рождения?), **ни родители его**, не согрешили очевидно, в том, **яко слеп родися**, так как ответ дан на вопрос. Хотя вероятно, что они согрешили и действительно были грешны, но и при этом не они виновны в несчастии. Для чего же слеп родися? **Да явятся дела Божия на нем**, то есть природа допустила недостаток, чтобы проповедан был Художник. //**Письма. Книга II.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым** См. Толкование на [[new:in:09:01#blazh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 9:1]] ===== Евфимий Зигабен ===== **И вопросиша Его ученицы Его, глаголюще: Равви, кто согреши, сей ли, или родителя его, яко слеп родися ** Спрашивали не потому, что непременно предполагали то или другое, как неразумные иудеи, так как грешить до рождения – невозможно, а терпеть наказание за родителей – несправедливо, – но цель этих слов была такая: расслабленный болел за свои грехи, как мы тогда узнали; что же Ты скажешь об этом:// кто согреши, сей ли, или родителя его?// Мы совершенно недоумеваем и не можем сказать ни того, ни другого. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым** Разве бывает, что за грехи родителей Бог наказывает детей? Бывает и очень нередко [[old:ish:02:05|(Исх. 2, 5)]]. Так, за грехи детей своих был наказан первосвященник Илий. Апостолы спрашивали, не согрешил ли сам слепорожденный, что родился слепым. Но как он мог согрешить до рождения? Это значит, что Бог мог предвидеть, что если этот человек, останется зрячим, то будет худым; поэтому и мог лишить его зрения еще до рождения. **//Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым** На этот раз с Господом были Его ученики, о присутствии которых при беседе Христа с Иудеями [[new:in:08:start|(Ин. 8)]] не упоминалось. Ученики обращаются к Господу с вопросом теоретического характера: как объяснить то обстоятельство, что слепорожденный так страдает? Kто является виной его тягостного положения? В Ветхом Завете ученики, очевидно, не могли найти объяснения этому явлению. В самом деле, хотя закон Моисея и говорит, что Бог карает детей за грехи родителей до третьего и четвертого поколения [[old:ish:20:05|(Исх. 20:5)]], но с другой стороны, пророки предвозвещали, что с наступлением Царства Мессии этот порядок будет отменен и каждый будет наказываться только за свою личную вину ([[old:ier:31:29|Иер. 31:29]] и сл.; [[old:iez:18:02|Иез. 18:2]] и сл.). Это же Царство апостолам представлялось как уже наступившее с тех самых пор, как Ангелы возвестили мир всему миру после рождения Христа. А этот слепец, очевидно, по возрасту своему казался им родившимся уже после Христа. Kак же Бог мог покарать его за грехи родителей уже после того, как на земле утвердился мир? Но и другое объяснение – личной виновностью слепорожденного – сюда не подходило, так как этот слепец не успел, конечно, совершить ничего преступного до своего рождения. //«Что родился слепым»//. Здесь вместо «//что//» нужно бы поставить «//чтобы//» соответственно поставленной здесь частице ἵνα. Между тем, по общеиудейскому воззрению, болезнь все-таки должна была иметь своей причиной чью-либо вину, думать так давал повод и Сам Христос (ср. [[new:in:05:14|Ин. 5:14]]). **//Толковая Библия.//** [<10>]