[<10>] ====== Толкования на Ин. 9:12 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Реша убо ему: кто Той есть; Глагола: не вем** См. Толкование на [[new:in:09:10#svt_ioann_zlatoust|Ин. 9:10]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю** **«И реша ему: где есть Той? Глагола: не веем».** Не по доброму намерению ищут Иисуса, но и не стараются узнать, где и у кого Он имел местопребывание, чтобы, найдя Его, попросить чего-либо для себя полезного. Но, будучи слепы очами ума более, чем прежде был слеп тот телесными очами, возжигаются несправедливейшим гневом и набрасываются, подобно неукротимым зверям, воображая, что Спасителем нашим была нарушена заповедь, повелевающая отнюдь ничего не делать в субботу. Свирепствуют до крайности за то, что Он дерзнул взять брение, растереть пальцами землю и, кроме того, еще повелел человеку смыть это в субботу. Поэтому-то без всякого стыда изрыгают от ярости и безумия вопрос: **«Где Он?»** Того, Кому свойственна была и подобала богатая слава, они наделяют унижением и порицанием. Между тем как им надлежало бы, если бы они были люди хорошие и способные, венчать Божественную силу подобающими похвалами, они, напротив, вследствие своего чрезмерного злонравия, отталкивают от себя справедливые мысли и дела, вдаются в неуместную ревность, несправедливо решают, что надо защищать будто бы нарушаемый каким-то образом закон, и ищут Иисуса как совершившего работу в субботу и посредством исцеления человека нарушившего столь важную заповедь. По-видимому, они думали, что немилостив и гневлив бывает Бог в субботу и весьма негодует, если увидит исцеление человека, созданного по Его образу и подобию, Тем, ради Кого и суббота, //«ибо господин есть и субботы Сын Человеческий»// [[new:mf:12:08|(Мф. 12:8)]], по слову Спасителя. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга VI.//** ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 12-16 **Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю. Повели сего бывшего слепца к фарисеям. А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи. Спросили, его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза; и я умылся и вижу. Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря** Так как Господь, даруя исцеление и совершая чудо, обыкновенно укрывался по Своей скромности, то слепец на вопрос о том, где Иисус, говорит //"не знаю"//, чтобы быть совершенно верным истине. - Ведут его к фарисеям, чтобы подвергнуть его более подробному и строгому допросу. - Евангелист замечает, что //"была суббота"//, чтобы показать злобу их, как они ловят всякий случай против Христа: обвиняют Его в нарушении субботы и тем покушаются затемнить чудо. Посему не спрашивают его, как ты прозрел, но как Он отверз тебе очи, - во всем клевеща на Господа, как Действовавшего в субботу. Заставляют самого слепого припомнить, что Он сделал брение именно в субботу. Он, отвечая уже слышавшим, не упоминает ни об имени Иисуса, ни о том, что говорил ему Господь, а только говорит: брение положил Он на мои глаза, и я умылся и вижу. Ибо, вероятно, фарисеи прежде слышали от тех, которые привели к ним слепого, и, быть может, клеветали на Господа и сказали: вот что Иисус делает в субботу. Достойна замечания смелость слепца, что он безбоязненно ведет речь с фарисеями. Его привели с тем, чтобы он, пораженный страхом, отверг действительность исцеления, а он очень ясно возглашает: Я вижу. - Из фарисеев некоторые, не все, а более дерзкие, говорили: не от Бога этот Человек. А другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? Видишь ли, под влиянием чудес многие смягчаются. Вот эти люди - фарисеи, начальники, однако же вследствие сего чуда, пристыждаются и несколько защищают. //"И была между ними распря"//. Распря эта происходила прежде в народе, ибо одни говорили, что Он обольщает народ, а другие, что Он добр [[new:in:07:12|(Ин. 7, 12. 43)]], а теперь начинается и между начальниками. И вот многие фарисеи, отделившись от прочих, защищают чудо. Однако же и по отделении говорят за Христа очень слабо и более сомнительно и двоедушно, чем твердо. Ибо слушай, что говорят: как может человек грешный творить такие чудеса? Видишь, как слабо возражают? Посмотри и на хитрость клеветников. Они не говорят, что Он не от Бога, потому что исцеляет в субботу, но что Он не хранит субботы; постоянно выставляют на вид не благодеяние, а нарушение дня. Примечай и то, что начальники на добро медлительнее, чем народ. Народ еще прежде разделился во мнениях, и не все говорили против Христа, а начальники уже после народа пришли к этому похвальному разделению. Ибо хорошо иногда бывает и разделение, как и Господь говорит:// Я пришел принести на землю меч// [[new:mf:10:34|(Мф. 10, 34)]], то есть, без сомнения, разногласие из-за добра и благочестия. ===== Евфимий Зигабен ===== **Реша убо ему: Кто Той есть ** Иудеи искали Иисуса Христа, так как Он уклонился от ярости их, и лишь только услышали об этом, стали расследовать, где Он. **Глагола: не вем ** Помазав брением и повелев слепому идти в купель, Иисус Христос тотчас ушел, избегая похвалы за чудо. ===== Лопухин А.П. ===== **Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю** См. Толкование на [[new:in:09:08#lopuxin_ap|Ин. 9:8]] [<10>]