[<10>] ====== Толкования на Ин. 9:28 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 28-29 **Они же укориша его и реша (ему): ты ученик еси Того: мы же Моисеовы есмы ученицы: мы вемы, яко Моисеови глагола Бог, Сего же не вемы, откуду есть** **Ты**, говорят, **ученик еси Того, мы же Моисеевы есмы ученицы** [[new:in:09:28|(ст. 28)]]. Но это неправда. Вы не ученики ни Моисея, ни Его. Если бы вы были учениками Моисея, то были бы учениками и Его. Поэтому-то и выше Христос говорил им: //аще бысте веровали Моисеови, веровали убо бысте и Мне: о Мне бо той писа// [[new:in:05:46|(5, 46)]], – так как они постоянно прибегали к этим словам. **Мы вемы, яко Моисеови глагола Бог** [[new:in:09:29|(9, 29)]]. Кто сказал, кто сообщил вам об этом? Наши предки, скажете. Так ужели не более ваших предков заслуживает веры Тот, Кто доказывает знамениями, что Он пришел от Бога и возвещает горнее (учение)? И не сказали они: мы слышали, что Моисею глаголал Бог, но: **мы вемы.** О чем вы слышали, иудеи, то утверждаете, как люди знающие; ужели же то, что сами видели, считаете менее достоверным, чем то, о чем слышали? Ведь того вы не видели, а только слышали; а это не слышали, но сами видели. ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики** **«И укориша его и реша: ты ученик еси Того, мы же Моисеевы есмы ученицы».** Говоря это, Евангелист некоторым образом подсмеивается. Заметь, до какого безрассудства дошли получившие священство, так что порицают столь почтенное дело, то есть руководство Христом, к которому некие из святых, питая досточудную любовь, говорят – одни: //«Как сладки гортани моей слова Твои, лучше меда и сота устам моим»// [[old:ps:118:103|(Пс. 118:103)]]; другой также (говорит) как бы к Господу нашему Иисусу Христу о неверующих Ему: //«Соверши это, и будет слово Твое мне в удовольствие и веселие и радость сердца моего»// [[old:ier:15:16|(Иер. 15:16)]]. Но не усвояя себе ни одного из священных слов, они руководимого Христом (исцеленного слепца) за одно именно только это (руководство) считают не безвинным, но, считая истинными свои догматы, слепцу назначают учителем Христа, а себе – Моисея. И действительно, язычники просвещены Христом чрез евангельское учение, а Израиль умер с Моисеевыми образами и погребен под тьмою буквы. Поэтому и Павел говорит о них в одном месте: //«До сегодня, когда читается Моисей, покрывало на сердце их ложится»// [[new:2kor:03:15|(2Кор. 3:15)]]. А что в прообраз язычников мы описываем историю о слепом, превращая бывшее с ним образно в истину с ними (язычниками бывшего), это не может подлежать сомнению. Впрочем, надо указать на то, что дело приятное и исполненное всякой славы есть поношение ради Христа. И чрез что желающие преследовать любящих Его думают причинять скорбь, чрез это самое, не зная, радуют их и вместо того, чтобы доставлять им настоящий вред, напротив, делают их только более славными. И конечно, уничижая свои собственные головы, а отнюдь не Христа, пагубные фарисеи говорят о Нем: **«Того»** (ученик ты), а о себе, как бы расширяясь до чрезмерной надменности, говорят: **«Мы же Моисеевы ученики»**. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга VI.//** ===== Свт. Николай Сербский ===== Ст. 28-29 **Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он** Они оправдываются, ссылаясь на Моисея; они хвалятся Моисеем. Он якобы является их учителем, а они – его учениками. Но по вопросу сему Господь достаточно ясно высказался ранее. На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи, которые любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах, которые поедают домы вдов и лицемерно долго молятся [[new:mf:23:start|(Мф.23;]] [[new:lk:11:40|Лк. 11:40–54)]]. Вот какие они Моисеевы ученики! И еще сказал им Господь: //«Не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону»// [[new:in:07:19|(Ин. 7:19)]]. Не исполняя закона Моисеева и нарушая его своим лицемерием и грабежом, они не только престали быть Моисеевыми учениками, но и именно по отношению к самому Моисею стали изменниками и преступниками. Потому и Моисей перестал быть их учителем и сделался их обвинителем пред Богом. //«Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете»// [[new:in:05:45|(Ин. 5:45)]]. Тщетно вы уповаете на Моисея, в то же время разрушая самые основания его закона. Но и это ваше упование на Моисея фальшивое; на деле вы уповаете лишь на свою власть и богатство, и больше ни на что. //«Ибо, если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне»// [[new:in:05:46|(Ин. 5:46;]] [[old:vtor:18:15|Втор. 18:15–19)]]. Но поскольку прилепившиеся к земле души фарисейские не могли более верить даже Моисею, тем паче они не могли поверить Господу нашему Иисусу Христу. Посмотрите же, как эти фарисеи, мнимые Моисеевы ученики, используют ложь. Простому и наивному нищему они говорят о Господе: **Сего же не знаем, откуда Он**. Весьма хорошо они знали, откуда Господь. Если все прочие жители Иерусалима знали, откуда Господь, то тем более сии гонители Его, начальники и вожди народные, не могли не знать этого. Се, жители Иерусалима говорили: //Но мы знаем Его, откуда Он; Христос же когда придет, никто не будет знать, откуда Он// [[new:in:07:27|(Ин. 7:27)]]. Итак, фарисеи или знали, откуда Господь, или не знали. Если они знали – как знали и прочие в Иерусалиме – значит, они обманули слепорожденного, сказав ему: **Сего же не знаем, откуда Он**. Если же они не знали, если после такого шпионства, таких споров, таких гонений, такого шума вокруг Него, Его происхождения, Его речей и Его дел они все-таки никак не могли узнать, откуда Он, тогда, следовательно, Он есть Христос. Ибо существовало откуда-то взявшееся верование: Христос же когда придет, никто не будет знать, откуда Он. Видите, как вновь подтверждается слово пророческое: //«Падут во мрежу свою грешницы»// [[old:ps:140:10|(Пс. 140:10)]]. **//Беседы на Евангелие.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики** См. Толкование на [[new:in:09:24#blazh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 9:24]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Они же укориша его и реша (ему): ты ученик еси Того, мы же Моисеовы есмы ученицы ** Но даже и не Моисеевы: если бы вы были учениками Моисея, то были бы учениками и Иисуса Христа. //Аще бо бысте веровали Моисеови//, сказал Иисус Христос, //веровали бысте (убо и) Мне// [[new:in:05:46|(Ин. 5, 46)]]. ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 28-29 **Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он** Фарисеи, конечно, почувствовали себя оскорбленными таким ответом человека, принадлежавшего к //«проклятой черни»// (ср. [[new:in:07:49|Ин. 7:49]]). Раздражение побуждает их обратиться с бранью к исцеленному (ἐλοιδόρησαν, согласно русскому переводу – «//укорили//»). Они называют его учеником Христа, хотя на самом деле тот не был еще таким, а себя гордо величают учениками Моисея. При этом, в противоречие своему прежнему заявлению //(«мы знаем»//, [[new:in:09:24|стих 24]]), они говорят здесь, что не знают, откуда Христос, т. е. откуда Он взял Свое учение и силы. Сказать теперь, как говорили они раньше, что Христос грешник и, следовательно, не от Бога, они боятся ввиду того, что факт исцеления, совершенного Христом, у всех был на виду. **//Толковая Библия.//** [<10>]