[<10>] ====== Толкования на Ин. 9:37 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 37-38 **Рече же ему Иисус: и видел еси Его, и глаголяй с тобою Той есть. Он же рече: верую, Господи. И поклонися Ему** **Рече же ему: и видел еси Его, и глаголяй с тобою Той есть** [[new:in:09:37|(ст. 37)]]. Не сказал: это – Я, но скромно и смиренно: **и видел еси Его.** А как это еще было неясно, то и прибавил яснее: **глаголяй с тобою Той есть. Он же рече: верую, Господи. И поклонися Ему тотчас** [[new:in:09:38|(ст. 38)]]. Не сказал: Я – Тот, Кто исцелил тебя, Кто сказал тебе: //иди, умойся в Силоаме//; но, умолчавши обо всем этом, говорит: //веруеши ли в Сына Божия?// Тем не менее слепой, в знак великого расположения, тотчас поклонился, что сделали немногие из исцеленных, как то: прокаженные и некоторые другие. Этим он исповедал Его Божественную силу: чтобы не подумали, что сказанное им только слова, он присоединил и дело. ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою** **«И рече Иисус: и видел еси Его, и Глаголяй с тобою, Той есть».** Спрошенный о том, в кого надлежит уверовать, Христос указывает на Себя и не просто говорит: **«Я, Говорящий»**, но называет Сына Божия и видимым и говорящим, постоянно заботясь о нашей пользе и представляя разнообразные пособия для непреложной и истинной веры, чтобы, считая себя благочестивыми, мы не впали в сети и силки диавольские и безрассудно не отвратили истину таинства. Ведь некоторые из считающихся христианами, не уразумев точно цель домостроения с плотью, уже дерзнули отделить от Слова (Логоса) Божия храм, принятый ради нас от жены, и единого и истинного Сына разделили на двух сынов. По великому безумию почитают, кажется, недостойным признавать, что стал человеком Единородный – то есть то, что Он не почел недостойным сделать ради нас; ибо Он, //«в образе Бога существуя»//, по написанному [[new:fil:02:06|(Флп. 2:6–7)]], //«не похищением почитал быть равным Богу, но Себя уничижил, образ раба приняв»//, чтобы быть подобным нам человеком, но очевидно без греха. Они же думают нелепо и вопреки некоторым образом Божественному и человеколюбивому Совету удаляют из истинного сыновства, насколько это касается их собственных мыслей, принятый от жены храм и не допускают унижения, но придумывают уклоняющуюся от истины славу и говорят, что другой есть от Бога Отца Единородный Сын, то есть из сущности Его рожденное Слово, и другой опять – сын от жены. Потом: если Богодухновенное Писание проповедует единого Сына и Христа, то разве не преисполнены всякого нечестия те, которые разделяют на двух единого и истинного Сына? Ведь поскольку Он есть Бог Слово, Он мыслится другим сравнительно с плотью; поскольку же Он есть плоть, Он мыслится как нечто другое сравнительно с Словом; но поскольку сущее из Бога Отца Слово стало человеком, должно совершенно упраздниться это «другой и другой» благодаря неизреченному единению и соитию. Один и единственен Сын и прежде сочетания с плотью, и когда соединился с плотью. И благодаря плоти называем Его всецелым человеком, то есть состоящим из души и тела. Вот по этой-то причине на вопрос: //«Кто есть Сын Божий?»// – Господь опять весьма благоусмотрительно не сказал: «Я», ибо в таком случае некоторые, как кажется, неразумно могли предполагать, что этим указывается на единое Слово, явившееся от Бога и Отца. Но, устраняя всякий предлог для сомнения, сначала указал на Себя словами: **«и видел ты Его»**, а потом рядом с этим указывает и на Само вселившееся в плоти Слово чрез присоединение еще слов: **«и Говорящий с тобою, Он есть»**. Видишь отсюда, какое единство имеет Слово. Не положил различия, но Себя Самого называет и (человеком) подлежащим телесным глазам, и (Словом) познаваемым из слова. Поэтому в высшей степени невежественно и нечестиво, когда некоторые необдуманно говорят: «Человек Христа», ибо, будучи Богом, Он стал человеком нераздельным, поскольку Он есть Бог и с плотию. В этом именно состоит совершеннейшее исповедание веры в Него и познание. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга VI.//** ===== Свт. Николай Сербский ===== **Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою** См. Толкование на [[new:in:09:35#svt_nikolaj_serbskij|Ин. 9:35]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою** См. Толкование на [[new:in:09:34#blazh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 9:34]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Рече же ему Иисус: и видел еси Его, и глаголяй с тобою Той есть. Видел еси Его** не прежде, но теперь. И не сказал Иисус Христос: «Я Тот, Который открыл тебе глаза». Он желал показать готовность уверовать этого человека, как для пользы присутствовавших, так и посрамления тех, которые много слушали Его учение и видели много чудес, однако не уверовали еще. Услышав только слова: **и глаголяй с тобою Той есть**, – он тотчас уверовал, слова Иисуса Христа тотчас же тронули его душу, и, найдя ее доброй, подвинули к познанию и вере. Смотри: см. [[new:in:09:39|Ин. 9:38]] ===== Лопухин А.П. ===== **Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою** См. Толкование на [[new:in:09:35#lopuxin_ap|Ин. 9:35]] [<10>]