[<10>] ====== Толкования на Ин. 10:7 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам** **«Рече же им Иисус: аминь глаголю вам: Аз есть дверь овцам».** Будучи Богом по природе и видя сокровенное в глубине, Он знал, конечно, что фарисей ничего не понял в Его словах, хотя и привык хвастаться знанием закона и величаться своею мнимою мудростью. Поэтому дает им яснейшее истолкование и в немногих словах раскрывает смысл притчи. Как благой по природе, Он и недостойных руководствует к восприятию, чтобы и для них явилась какая-либо польза. Ясно называет Себя **«дверью овец»**, научая общепризнанной истине, ибо чрез одну только веру в Него мы достигаем общения с Богом, чему свидетелем является Он Сам, говорящий об этом: //«Никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня»// [[new:in:14:06|(Ин. 14:6)]]. Или нечто подобное хочет указать, или же, что более соответствует предложенным созерцаниям, уясняет опять, что чрез Него приходим мы к водительству и начальствованию над словесными овцами, согласно словам Павла: //«Никто не принимает себе честь, но призываемый Богом»// [[new:evr:05:04|(Евр. 5:4)]]. И действительно, никто из святых пророков не объявлял сам себя и славный и великий хор Апостолов не окажется сам себя призвавшим на это, но назначен волею Христа, призвавшего их на апостольство поименно и каждого отдельно, как говорит в предложенной притче. Ведь мы знаем, что в Евангелии Матфея имена апостолов поставлены рядом и прямо после них присоединен образ их назначения: сих, говорит, двенадцать назначил Спаситель, которых Апостолами наименовал ([[new:mf:10:05|Мф. 10:5]]; ср. [[new:lk:06:13|Лк. 6:13]]). Итак, видя в безумном фарисее стремление к начальствованию и горячее желание к имени и делу водительства, благополезно поучает, что Сам Он есть податель водительства кому-либо и силен доставить это, ибо, дверью будучи священного и божественного двора, Он примет годного и закроет вход внутрь не годному для сего. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга VI.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам** См. Толкование на [[new:in:10:06#blzh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 10:6]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Рече же паки им Иисус: аминь, аминь глаголю вам, яко Аз есмь дверь овцам** дверь, через которую овцы входят в горние обители. Иначе никто не войдет туда, как только через Иисуса Христа, через веру в Него и через Его учение. ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 7-8 **Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их** Видя со стороны фарисеев такое нежелание понять Его, Господь все же, снисходя к ним, выражается о Своей задаче еще определеннее. //«Я дверь овцам»//, правильнее – //«к овцам»//. Через Господа Иисуса Христа могут входить к духовным овцам, т. е. к верующим, все те, кто желает выступить в качестве пастыря этих духовных овец. //«Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники».// Отсюда видно, что Христос всегда, на всем протяжении истории богоизбранного народа, был этой дверью. Kто хотел добиться высокого пастырского положения (все равно что царского или начальнического, ср. [[old:is:63:11|Ис.63:11,]] [[old:is:44:28|44:28]]; [[old:ier:51:23|Иер.51:23]]) прежде Христа (πρὸ ἐμοῦ, в русском переводе – //«предо Мною»//), тот не истинный правитель народа, а узурпатор. Эти люди знали, что к израильскому народу должен прийти Мессия-Царь, Kоторый и воссядет на престоле Давидовом, и, тем не менее, они сами хотели занять этот престол. Это были, конечно, не фарисеи, которые и не делали попыток завладеть престолом в Иудее, а, скорее всего, – представители династии Ирода. Царь Ирод действительно пришел «инуде» (стих 1), т. е. незаконным образом достиг царской власти. Он и родом был не еврей, а едомлянин (идумей), тогда как закон Моисеев строго запрещал делать царем иноплеменника [[old:vtor:17:15|(Втор.17:15).]] Таким образом, Ирод носил на своем челе первый указанный Христом (стих 1) признак //«вора и разбойника//». Затем – второй признак – Ирод не был допущен в израильское теократическое общество, а сам туда ворвался, потому что сам ставил и смещал первосвященников, а в местах, где собирались верующие евреи, представителей Иродовой династии и не было заметно. Не доставало Ироду и третьего признака истинного пастыря: иудеи его не любили, они ненавидели и боялись его, как и его сыновей. Но не одних Иродов имел в виду здесь Христос. И предшествовавшая Иродам династия Асмонеев также не по праву владела иудейским престолом. Они, как священники, не должны были принимать царский титул, а между тем, это сделал Иоанн Гиркан. Наконец, Господь здесь осудил и все попытки лжемессий силой оружия восстановить самостоятельность иудейского государства – попытки, окончившиеся неудачей в силу отсутствия сочувствия этому делу, обнаружившегося в иудейском народе (//«но овцы не послушали их»//). [<10>]