[<10>] ====== Толкования на Ин. 10:8 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 8-9 **Вси, елико (их) прииде прежде Мене, татие суть и разбойницы: но не послушаша их овцы. Аз есмь дверь: Мною аще кто внидет, спасется, и внидет и изыдет, и пажить обрящет** Потому, достигнув Своей цели, оставляет уже неясный образ речи и говорит таким образом: **Аз есмь дверь: Мною аще кто внидет, спасется, и внидет, и изыдет, и пажить обрящет** [[new:in:10:09|(10:9)]], то есть будет пользоваться безопасностию и свободою. Под пажитью же разумеет здесь пищу и корм овец, также власть и господство, то есть: пребудет на ней и никто не изгонит его. Так и было с Апостолами, которые свободно входили и исходили, как бы владели всей вселенной, и никто не мог изгнать их. **Вси, елико их прииде, татие суть и разбойницы, но не послушаша их овцы** [[new:in:10:08|(10:8)]]. Говорит здесь не о Пророках, как утверждают еретики, потому что их послушали и чрез них уверовали все, кто только уверовал во Христа; но говорит о Февде и Иуде и других возмутителях. Притом же слова: **не послушаша овцы** сказаны в похвалу (овцам). Но нигде не видно, что Он хвалил тех, которые не слушали Пророков, а везде, напротив, сильно обличает и осуждает их. Отсюда ясно, что это выражение: **не послушаша** относится к тем возмутителям. ==== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник** **«Вси, елико их прииде, татие суть и разбойницы, но не послушаша их овцы».** Всячески желая укротить дикое сердце фарисеев и обратить их к здравому смыслу, старается показать, как бесполезна и опасна дерзость брать на себя начальствование не чрез вышнее рукоположение и не чрез Божественное веление, но по человеческой глупости воображать, что можно обладать властью, хотя бы сего не желал Податель ее. Итак, ясно назвав Себя дверью, так как Он один только приводит достойных к начальствованию, тотчас представляет попытки древних, чтобы, как на доске видя изображение конца таких попыток, уже ясно узнали, что сила властвовать и водительствовать стадами и народами дается одною только вышнею благодатью, а не тираническими предприятиями. Поэтому и здесь благополезно приводит на память из истории древних, что **«все, кто пришли, воры суть и разбойники, но не послушали их овцы»**. Некоторые выступали на сцену под личиною добрых пастырей, но так как с ними не было Того, Кто наделяет властью и заставляет повиноваться начальникам, то и отбежало от них стадо овец. Но отнюдь не следует предполагать, что словом **«все»** Спасителем нашим Христом уничтожается миссия святых пророков. Не против них, а против других речь. Как скоро предположил говорить о лжепастырях и отынуду вторгающихся во двор овчий, то, после того как уже в предыдущей речи было ясно указано, о ком шла речь, необходимо говорит это **«все»**, и мы отнюдь не должны думать, что здесь отвергается лик святых пророков. Как мог бы отвергнуть их Тот, Кто чрез них представил ясные знамения Своего пришествия в словах: //«Я видения умножил и чрез пророков изрек притчи»// [[old:os:12:10|(Ос. 12:10)]]? Он послал Моисея, говорил Иеремии: //«Не говори, что юн я, потому что ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь и согласно всему, что я ни заповедаю тебе, будешь говорить»// [[old:ier:01:07|(Иер. 1:7)]], к блаженному Иезекиилю: //«Сын человеческий, пошлю Я тебя к дому Израилеву, к огорчающим Меня»// [[old:iez:02:03|(Иез. 2:3)]]. Итак, цель этого изречения обращена не к хору святых пророков, а, напротив, как видишь, к тем, которые некогда в Иудее притворялись пророками и говорили ложь, что будто бы они от Бога пришли, и убеждали народ не истинным пророкам Божиим повиноваться, а своим собственным измышленным предприятиям и словам, о которых в одном месте и Сам Господь, Владыка всяческих и Бог, говорит: //«Не посылал я пророков, и они сами прибегали, – не говорил Я с ними, и они сами пророчествовали»// [[old:ier:23:21|(Иер. 23:21)]]. И к блаженному Иеремии: //«Ложь пророки пророчествуют во имя Мое, не посылал Я их и не говорил с ними и не заповедал им, потому что видения и гадания и пророчества сердца своего они пророчествуют вам»// [[old:ier:14:14|(Иер. 14:14)]], – //«пророки ли они и есть ли слово Господне у них, пусть предстанут предо Мною»// [[old:ier:27:18|(Иер. 27:18)]] – //«что (может быть общего) у мякины с зерном?»// [[old:ier:23:28|(Иер. 23:28)]]. И действительно, слово от Бога имеет питательнейшую силу и охраняет сердце человека, по написанному [[old:ps:103:15|(Пс. 103:15)]], а слово нечестивых лжепророков или лжеучителей, будучи очень хрупким и соломенным, не доставляет слушателям никакой пользы. Итак, когда называет ворами и разбойниками являвшихся прежде пришествия Его, то указывает или на лживую и обманывавшую толпу только что названных нами (лжепророков), или же значение этого изречения можешь относить к тем, о которых написано в Деяниях Апостолов. Однажды вожди иудейские, собравши святых Апостолов и поставив их на свое беззаконнейшее судилище, намеревались изгонять их из Иерусалима и подвергнуть величайшим опасностям. Но Гамалиил призывал их к воспоминанию о лжеучителях, говоря так: //«Мужи Израильские! Размыслите в себе о людях сих, что намерены вы делать: прежде дней сих восстал Февда, называя себя чем-то великим. К нему пристало числом около четырехсот человек. Он был убит, и все, которые повиновались ему, рассеялись и обратились в ничто. После сего восстал Иуда Галилеянин во дни переписи и увлек народ за собою. Но и он погиб, и все, которые повиновались ему, рассеялись»// [[new:act:05:35|(Деян. 5:35–37)]]. Видишь отсюда ясно и бесспорно, что Христос говорит это не о святых пророках, но о лицах другого рода, дабы убедить фарисеев даже вопреки их воле в том, что предстоятельство над народом отнюдь не зависит от собственного их безрассудного желания и не бывает без воли Божией, но власть над всем принадлежит Божественному благоизволению и надо стремиться входить чрез истинную дверь, а не пытаться подобно грабителям входить отынуду во двор овчий. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга VI.//** ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== Сие: **вси, елико их прииде прежде Мене, татие суть и разбойницы**, - сказано не о Пророках и не о законе, как хотелось бы отвергающим Ветхий Завет, которым руководились к вере и мы, уверовавшие, послушав Христа, который и в том, и другом указывает на Писания, ибо они свидетельствуют о Нем. Но сказано сие о лжепророках, о которых Сам Он сказал: //не посылах их, а они течаху// [[old:ier:23:21|(Иер. 23:21)]]. Ибо не сказал: "все, сколько их послано", но: **елико их прииде**. Пророки же были посылаемы. Моисею сказано было: //гряди, да послю тя во Египет// [[old:ish:03:10|(Исх. 3:10)]]. И Исаия слышал глаголюща Бога: //кого послю, и кто пойдет к людем сим//, и сказал: //се аз, посли мя// [[old:is:06:08|(Ис. 6:8)]]. А лжепророки и те, которые стремились стать начальниками и предстоятелями, каковы были Февда, Иуда Галилеянин [[new:act:05:36|(Деян. 5:36-37)]] и Египтянин, предводитель разбойников [[new:act:21:38|(Деян. 21:38)]], не были посылаемы, но, чтобы себя показать, сами себя поставив и добиваясь права начальствовать, убегали из дома. То, что именно о них тогда сказал Господь, явствует из последующих Его слов. Ибо он говорит: //тать не приходит, разве да убиет и украдет и погубит// [[new:in:10:10|(Ин. 10:10)]]; потому что все, которые послушались их и вознамерились исказить истину, были умерщвлены и погибли совершенно, угаснув скорее, чем промчавшееся слово. //**Письма. Книга II.**// =====Прп. Исихий Иерусалимский===== //Недоумение XXIII.// Почему Господь сказал иудеям: «Все, кто ни приходили прежде Меня, воры и разбойники» [[new:in:10:08|(Ин. 10:8)]]? Следовательно, Моисей и пророки разбойниками называются? //Разъяснение.// Дьявол, догадываясь о пришествии Христа, незадолго до Его жительства [на земле] воздвиг неких мятежников, которые [сплотились] вокруг Февды и Иуды, [высокое] мнение сами о себе составив, и поверивших им [людей] подняли, [но] которые и рассеялись, как сказал Гамалиил [[new:act:05:36|(Деян. 5:36–37)]]. На них здесь намекает [Христос] и на тех, кто оказались их подражателями. Моисея же и пророков слушали овцы. Цитаты из Св. Писания, если это особо не оговорено, приводятся по переводу еп. Кассиана (Безобразова) и П.А. Юнгерова. Слова в квадратных скобках отсутствуют в оригинале и добавлены для связности речи.Перевод: иерей Роман Романов. **//«Собрание недоумений и разъяснений». //** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их** См. Толкование на [[new:in:10:06#blzh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 10:6]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Вси, елико (их) прииде прежде Мене, татие суть и разбойницы ** все, сколько их ни приходило от самих себя, не через вышеуказанную дверь, как Иуда, Февда и тому подобные. А пророки приходили не от самих себя, но были посылаемы Богом, и они входили не другим каким-либо местом, а через дверь. Следует иметь в виду, что Священное Писание часто общие понятия употребляет для выражения только частной мысли. Так и слово //вси (παντες)// означает здесь не просто всех тех, которые приходили прежде Иисуса Христа. Подобные же изречения есть и у Давида: //вси уклонишася, вкупе неключими быша// [[old:ps:013:03|(Пс. 13:3)]], но не таковы были истинные почитатели Божии того времени; – у Соломона: //всяческая суета// [[old:ekl:01:02|(Ек. 1:2)]], но не такова добродетель. Есть и такие изречения, где //всякий (πας)// значит – //никакой (ουδεις)//; таково, например, изречение Спасителя: //и аще не быша прекратилися дние оны, не бы убо спаслася всяка плоть// [[new:mf:24:22|(Мф. 24: 22)]], т.е. никакая плоть; таково изречение Давида: //и да не обладает мною всякое беззаконие// [[old:ps:118:133|(Пс. 118:133)]], т.е. никакое, и многое другое. **Но не послушаша их овцы** истинные овцы. И отсюда ясно, что Иисус Христос не включал в число вышеупомянутых всех также и пророков, потому что их послушали овцы. ===== Лопухин А.П. ===== **Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их** См. Толкование на [[new:in:10:07#lopuxin_ap|Ин. 10:7]] [<10>]