[<10>] ====== Толкования на Ин. 10:9 ====== ===== Свт. Григорий Богослов ===== **Аз есмь дверь: Мною аще кто внидет, спасется, и внидет и изыдет, и пажить обрящет** Мне кажется, что Он именуется: **«Дверь»**, как вводитель. **//Слова. Слово 30.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Аз есмь дверь: Мною аще кто внидет, спасется, и внидет и изыдет, и пажить обрящет** См. Толкование на [[new:in:10:08#svt_ioann_zlatoust|Ин. 10:8]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет** **«Аз есмь дверь: Мною аще кто внидет, спасется, и внидет, и изыдет, и пажить обрящет».** От обычно случающегося преобразует речь как бы из истории в духовное созерцание и то, что едва не расстилается пред глазами и не представляет никакой трудности для понимания, делает образом предметов менее ясных. Воры, говорит, и разбойники, нагло вторгаясь в стойла овец, не входят дверями, но вскакивают где-либо в другом месте и с опасностью для себя перепрыгивают изгородь двора, ибо такой грабитель и безрассудно решившийся на злодейство весьма легко может быть пойман. А входящие чрез самую дверь совершают вполне безопасный вход, очевидно, как не безызвестные и не незнакомые владетелю овец, ибо они входят в присутствии привратника, отворяющего им дверь. Но таковые, говорит, будут находиться вместе при овцах в полной безопасности, совершая законнейшее и без всякого злодеяния вхождение, свободное от подозрения в разбойничестве. Таков исторический смысл. А обращая значение его в духовную пользу, скажем, что вступающие в управление народом без Божественного указания, как бы отказываясь войти чрез дверь, всенепременно погибнут, утесняя Божественный суд своими злодеяниями. А получившие власть от Бога и идущие к этому чрез Христа с великим дерзновением и любовью будут начальствовать над священным двором и не только будут далеки от гнева (Божественного) на них, но, напротив, получать почести за это и ожидать скорого дарования вышних венцов, так как целью их было отнюдь и ни в чем не вредить овцам, а, напротив, приносить им пользу и, делая угодное Владыке стада, всегда стараться охранять подданных Его. Также и в этих словах Господь сильно устрашает упрямых фарисеев, говоря, что они не сохранят, а потеряют имеющуюся у них власть, и это по всей справедливости, так как они думают иметь ее твердою не чрез Бога, но чрез свое худоумие. Но мне и здесь приходится удивляться несравненному человеколюбию Спасителя. Да, //«щедр и милостив Господь»// [[old:ps:110:04|(Пс. 110:4)]], предлагающий всем путь спасения и многообразно призывающий к нему даже и очень непослушного и упрямого. Доказательство сказанного будет мне опять из самого дела. Когда ни чудесами, ни стремлением, направленным к будущей надежде и славе, не убеждает фарисея принять Его учение, то быстро переходит к тому, от чего им естественно было прийти в великое смущение и как бы вследствие неотвратимой необходимости обратиться к благопослушанию. Зная, что они стремятся к приобретению славы от начальствования и нисколько не заботятся о доставлении пользы отсюда, говорит, что они лишатся и совсем потеряют то, что весьма ценится ими и в руках у них, если, в скорейшем времени переменившись к послушанию Ему, не получат от Него пощады. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга VI.//** ===== Свт. Лука Крымский ===== **Аз есмь дверь: Мною аще кто внидет, спасется, и внидет и изыдет, и пажить обрящет** Только Он, Иисус Христос – Единый Пастырь, только Он есть дверь овцам. Только входящие этой дверью с глубокой верой в Господа Иисуса Христа, с горячей любовью к Нему, с решимостью идти по пути, на который зовет Он, только те пажить обрящут, только те найдут все то, что необходимо им, как овцам необходима пажить. Только те найдут пажить в Царстве Божием – только они одни войдут во двор овчий. Запомните, что вам, овцам Христовым, один путь, одна дверь в Царство Божие. Эта дверь – Сам Господь наш Иисус Христос. Ни в какую больше дверь не входите, всегда чуждайтесь ограды чуждой, живите в ограде Христовой, в ограде Его любви, Его попечения. На Него все надейтесь – и войдете, и выйдете, и пажить обрящете. //**Проповеди. Том III.Слово в день Обрезания Господня.**// ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Аз есмь дверь: Мною аще кто внидет, спасется, и внидет и изыдет, и пажить обрящет** Кто, родившись по плоти, **внидет** в //пакибытие// при посредстве святого крещения, и сохранит состояние, доставляемое крещением, при посредстве жительства по Евангелию: тот спасется. Он **внидет** в богоугодное поприще земной жизни духовным рождением, **и изыдет** из этого поприща блаженною кончиною, и в вечности вечную, обильнейшую, сладостнейшую, духовную **пажить обрящет**. //**О последовании Господу нашему Иисусу Христу.**// ===== Прп. Иоанн Лествичник ===== Смиренномудрие есть дверь царствия небесного, и она вводит туда приближающихся к ней. Думаю, что о входящих сею дверью говорит и Сам Спаситель сими словами: «**и внидет и изыдет**» без страха из сей жизни, и пажить **обрящет** и злак в райских селениях. Все же, которые пришли в монашество иною дверью, татие суть своей жизни и разбойницы. //**Слово 25. Об искоренителе страстей, высочайшем смиренномудрии, бывающем в невидимом чувстве.**// ===== Прп. Исаак Сирин ===== Как скоро монах лишится любви, сердце его тотчас лишается мира, который есть селение Божие, и заключается для него дверь благодати, которою Господь наш внидет и изыдет, по сказанному Им: **Аз есмь дверь** жизни, и Мною человек внидет в жизнь **и пажить обрящет** для питания духовной своей жизни, где не препятствуют ему ни злоба, ни прелесть; но на всех восхождениях откровений ведения и таинственных созерцаний Божественная любовь вводит и изводит его, как и тех, которые имеют свободу Христову. //**Слово 55.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Аз есмь дверь: Мною аще кто внидет, спасется, и внидет и изыдет, и пажить обрящет** **Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.** Кто Мною, дверью, войдет и приведется к Отцу, и станет Его овцою, тот спасется, и не только спасется, но и получит великую неустрашимость, как и Господь, и Владыка. Ибо это обозначает словами: **"и войдет, и выйдет"**. Так и апостолы смело входили и выходили пред повелителей, и выходили радостными и непобедимыми [[new:act:05:41|(Деян. 5, 41)]]. **"И найдет пастбище"**, то есть обильную пищу. И иначе: так как наш человек двойствен, по выражению апостола Павла, внутренний и внешний [[new:rim:07:22|(Рим. 7, 22;]] [[new:2kor:04:16|2 Кор. 4, 16)]], то можно сказать, что входит тот, кто заботится о внутреннем человеке, и тот опять выходит, кто члены, которые на земле, и //дела плотские умерщвляет во Христе// [[new:rim:08:13|(Рим. 8, 13)]]. Такой найдет пастбище и в будущем веке, по сказанному: //Господь пасет меня, и ни в чем не будет у меня недостатка// [[old:ps:022:01|(Пс. 22, 1)]]. ===== Евфимий Зигабен ===== **Аз есмь дверь: Мною аще кто внидет, спасется, и внидет и изыдет, и пажить обрящет** **Аз есмь дверь** Повторением этого слова Иисус Христос усиливает Свою речь. **Мною аще кто внидет, спасется** Если кто будет ходить по заповедям Моим – спасется, потому что он войдет в горние обители. **И внидет и изыдет** во всякое место вселенной, – что случилось с апостолами. ** И пажить обрящет** не только для души, но и для тела, так как пред апостолами всегда было открыто все, что только имели верующие. ===== Лопухин А.П. ===== **Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет** **«Я есмь дверь»**. Здесь Господь говорит уже о Себе как двери вообще (он не прибавляет: «к овцам»). Поэтому под **«спасающимися»**, **«входящими»** и свободно **«выходящими»** на добрую пажить здесь можно понимать не пастырей, а овец. Это овцы духовные – верующие во Христа, которых Он вводит в безопасное жилище – Церковь и которым дает свободно ходить по стезям жизни, чтобы найти себе то, что им более полезно. Некоторые из новейших толкователей видят в этом стихе предуказание на то, что все последующие пастыри духовных овец должны именно от Христа получать свои полномочия. Но такое изъяснение представляется чрезвычайно искусственным. [<10>]