[<10>] ====== Толкования на Ин. 10:11 ====== ===== Свт. Григорий Богослов ===== **Аз есмь пастырь добрый: пастырь добрый душу свою полагает за овцы** Мне кажется, что Он именуется: **«Пастырь»**, как вселяющий //«на пажити злачные»//, воспитывающий //«на воде тихой»// [[old:ps:022:02|(Пс.22:2)]], путеводствующий отсюда, защищающий от зверей, обращающий заблудшего, отыскивающий погибшего, обвязывающий сокрушившегося, оберегающий крепкого [[old:iez:34:04|(Иез.34:4)]] и вещаниями пастырского искусства собирающий в тамошнюю ограду. **//Слова. Слово 30.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Аз есмь пастырь добрый: пастырь добрый душу свою полагает за овцы** См. Толкование на [[new:in:10:10#svt_ioann_zlatoust|Ин. 10:10]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 11-13 **Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах** **«Аз есмь пастырь добрый».** Указав наперед со всею ясностию, сколько вреда принесло древним притворство лжепророков или лжепастырей, и поставив на вид блага Своего пришествия, а также из самого уже сравнения овец получив удостоверение и увенчание в Своей истинности, Он со всею справедливостью теперь возглашает: **«Я есмь пастырь добрый»**. Напрасно, говорит, вы злоумышляете на Меня это и, будучи не в состоянии обвинять Меня в каком-либо желании подменить пользу для овец (вредом), не ужасаетесь причислять Меня к обыкшим делать это, – истинно доброго называете дурным и справедливое суждение о каждом деле по уставу законодателя повреждаете из самолюбия. Итак, обличает вождей иудейских как неправедных, как совсем не радеющих о заповедях Моисеевых, как не знающих цель пришествия Его, дабы, наконец, оказался истину сказавшим о них пророк Исаия: //«Горе,// – говорит, – //называющим дурное хорошим и хорошее дурным, называющим сладкое горьким и горькое сладким, считающим свет тьмою и тьму светом»// [[old:is:05:20|(Ис. 5:20)]]. И в самом деле, разве не это делающими оказываются те, которые истинный свет, то есть Господа нашего Иисуса Христа, обращают в тьму тем, что доброго нашего Пастыря не стесняются сопричислять к лжеименным пастырям и даже осмеливаются, пожалуй, поставлять Его ниже их по чести? Мнимые владыки тогдашние оказывали великое почтение тем, кто ложно присвоял себе Божественное слово, именем пророчества старался опустошать ум пасомых, отвращал от пути к истине и направлял к своей воле, а не Божией. Так Самей Саламитянин, противополагая словам Божиим свое собственное лжеучение, дерзко оспаривал славу Иеремии. Этот находился в оковах, а тот пользовался почетом у Седекии в награду за свою ложь [[old:ier:29:32|(Иер. 29:32)]]. А несчастные фарисеи теперь идут гораздо далее тех в нечестии и с бесстыдною дерзостию приписывают Христу даже то, чего не было у лжеучителей. В самом деле, что говорят они о Нем пред теми, которые с удовольствием внимали слову Его? //«Беса имеет и неистовствует, что Его слушаете?»// [[new:in:10:20|(Ин. 10:20)]]. Поэтому и Сам Он говорит о них чрез пророка Исаию: //«Горе им, потому что отдалились от Меня, – несчастны они, потому что нечествовали на Меня; а Я искупил их, они же говорили на Меня ложь»// [[old:os:07:13|(Ос. 7:13)]]. И опять: //«Падут мечом начальники их за невоздержность языка своего»// [[old:os:07:16|(Ос. 7:16)]]. Разве не всякого наказания достойны те, которые безрассудно употребляют столь дерзкий язык свой, что осмеливаются утверждать против Христа то, что, конечно, не нам, а только им и им подобным свойственно как допускать до своего слуха, так и безрассудно говорить? **«Пастырь добрый душу свою полагает за овцы. А наемник и иже несть пастырь, емуже не суть овцы своя, видит волка грядуща и оставляет овцы и бегает. И волк расхитит их и распудит. Яко наемник есть и нерадит о овцах».** Искусно противопоставив злоязычию и необузданной дерзости некоторых блеск Своих собственных дел, объявив и назвав их разбойниками и ворами, отынуду вторгающимися во двор овчий, а Себя истинно добрым пастырем, переходит теперь уже к самим начальникам иудейским и показывает превосходство Своего начальствования над фарисейским. Очевиднейшее доказательство этого представляет им опять из сравнения. Свою любовь и бдение как бы противопоставляет их нерадению и опять изобличает их в том, что они нисколько не заботились о стаде, а Себе Самому усвояет здесь такую попечительность о стаде, что пренебрег даже наимилейшею для всех жизнью. Определяет, каким образом надо узнавать пастыря доброго, который, сражаясь за спасение стада, должен без колебаний отдавать самую душу (жизнь) свою, что и было совершено Христом. Человек отступил от любви к Богу, уклонился в грех, удален был за это из священного и божественного двора, то есть из ограды райской, и, подвергшись такой беде, сделался добычею диавола, соблазнявшего к греху и смерти, произросшей из греха, этим свирепым и неукротимым волкам. Когда же явился пастырь добрый над всеми Христос, Он положил за нас душу Свою, сражаясь с этою сворою свирепых зверей, претерпел крест за нас, чтобы смертию умертвить смерть, подвергся осуждению ради нас, дабы освободить всех от осуждения за прегрешение, верою упразднив владычествовавший грех и //«пригвоздив бывшее против нас рукописание Своим крестом»//, как написано [[new:kol:02:14|(Кол. 2:14)]]. Итак, отец греха, как //«овец в аду»// [[old:ps:048:15|(Пс. 48:15)]], положил пасти нас, предав смерти, согласно сказанному в псалмах. Но умер за нас истинно добрый Пастырь, дабы, изъяв из темных пропастей смерти, предоставить нам возможность сопричисляться к небесным хорам и вместо хлевов в пропастях бездны и глубинах моря даровать нам вышние обители у Отца. Поэтому и говорит к нам в одном месте: //«Не бойся, малое стадо! Ибо благоволил Отец дать вам Царство»// [[new:lk:12:32|(Лк. 12:32)]]. Но это о Христе. Теперь рассудим о них. Для всякого, судящего о них верным взором, они окажутся в действительности не чем иным, как наемниками, лжепастырями, трусами, предателями и лентяями, не обращающими никакого внимания на пользу овец, а старающимися только отовсюду добывать приятное и угодное каждому. Да, они были **«наемники»**, по слову Спасителя, и **«не свои»** их были **«овцы»**, но Христа, купившего их вначале и рукоположившего иудейскому народу священноначальников для вышних почестей. Но они, вознерадев о столь великих почестях и нисколько не дорожа двором стада, предали овец волку. Каким образом, об этом скажем покороче. В древнейшие времена многочисленный Иудейский народ признавал царем только Бога, Ему давал дидрахмы и жертвы и, как бы дань какую, приносил жизнь, согласную с законом. Но пришел на этот народ, как бы какой дикий «волк», иноплеменный человек (народ), возложил и имя и дело рабства, надел ярмо человеческого царства, принуждал переходить к жизни противозаконной и безнравственной, требовал подати и отторгал от Царства Божия, ибо подвергшимся таким бедам стало необходимым подчиняться законам своих владык. Пришел иноплеменник, отстраняя власть Божию, то есть получившее священнослужение колено, которому от Бога предоставлены были и суд и закон, – все извратил, подверг стеснению, заставил себя самого чеканить на монетах и учинил всякого рода насилия. Против такого невыносимого гнета пастыри, однако ж, не бодрствовали. Они видели «волка идущего» и, оставив стадо, убежали, ибо не были их **«своими овцы»**, – не призвали Могущего помочь, Спасшего от вавилонян, Отвратившего ассирийца, Умертвившего рукою Ангела «сто восемьдесят пять тысяч» иноплеменников [[old:is:37:36|(Ис. 37:36)]]. А что подчинение власти иноземцев доставило Израилю немалый вред и ослабило благочестие, это можешь узнать из самой действительности. Когда Пилат порицал некогда невероятную дерзость иудеев, требовавших от него распять Господа, и не обинуясь говорил: //«Царя ли вашего распну?»// [[new:in:19:15|(Ин. 19:15)]] – тогда-то именно они, свергнув с себя рабство Богу и расторгнув узы изначального владычества, подвергли себя новому игу, бесстыдно возгласив: //«Не имеем царя кроме кесаря»// [[new:in:19:15|(Ин. 19:15)]]. Начальникам иудейским казалось справедливым делать и возглашать это. Поэтому на них должны быть возложены вины за все бедствия. И они со всею справедливостью осуждаются как предатели стада, как трусы, лишенные мужества и вздорные, всецело отказавшиеся защищать и бороться за подвластное им стадо. Поэтому и Бог обвиняет их в словах: //«Пастыри обессмыслели и Господа не взыскали, посему не уразумело все стадо и рассеяно»// [[old:ier:10:21|(Иер. 10:21)]]. Итак, сама действительность доказывает, что Христос есть истинно добрый Пастырь овец, они же скорее губительные, чем добрые, и совершенно чужды действительной похвалы. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга VI.//** ===== Свт. Лука Крымский ===== **Аз есмь пастырь добрый: пастырь добрый душу свою полагает за овцы** Разве не знаете, разве не веруете всей душой, что Он, Господь наш Иисус Христос пострадал за нас всех, окаянных грешников, что Он Своею Кровью, Своей крестной смертью спас нас? Ведь это основа веры нашей, ведь это все то, что должны мы помнить и вспоминать каждый день. Мы должны помнить, что Он совершил спасение рода нашего, тягчайшей ценой совершил, ценой ужаснейших страданий крестных, ценой Крови Своей Богочеловеческой. И после Него много, чрезвычайно много было добрых пастырей, которые за овец положили душу свою. Разве мало было священномучеников – епископов и пресвитеров, претерпевших жесточайшие мучения и мученическую смерть за имя Христово. Как было много, как много этих истинных, добрых пастырей, Самим Христом призванных пасти стадо Его. О, как много было и мучеников из не имевших священного сана, но жизнь свою отдавших за веру во Христа, за проповедь о Нем. Он, Он есть дверь овцам, Он есть Пастырь Добрый, положивший душу свою за овцы Своя. //**Проповеди. Том III.Слово в день Обрезания Господня.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец** См. Толкование на [[new:in:10:10#blzh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 10:10]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Аз есмь пастырь добрый: пастырь добрый душу свою полагает за овцы** **Аз есмь пастырь добрый** т.е. истинный. Выше Иисус Христос назвал Себя дверью, по указанной там причине, а здесь Он называет Себя Пастырем, потому что исполняет все то, что свойственно пастырю, а иудейские пастыри за то, что не исполняют этих обязанностей, порицаются пророком Иезекиилем, о чем будет сказано немного после; называет Он Себя Пастырем еще и потому, что Своими пастырскими словами Он собирает овец в горнюю обитель. В других местах Иисус Христос называется Овцою, Агнцем, Жертвою, Первосвященником и многими другими именами, сообразно тому или другому событию в Домостроительстве Божием. **Пастырь добрый душу свою полагает за овцы** Опять Иисус Христос указывает характерные черты пастыря и наемника. ===== Лопухин А.П. ===== **Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец** См. Толкование на [[new:in:10:10#lopuxin_ap|Ин. 10:10]] [<10>]