[<10>] ====== Толкования на Ин. 10:12 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **а наемник, иже несть пастырь, емуже не суть овцы своя, видит волка грядуща и оставляет овцы и бегает, и волк расхитит их и распудит овцы** Здесь Церковь спрашивает: если Господь – Пастырь, то кто же – пастырь-наемник? Не диавол ли пастырь-наемник? Кто же волк? Конечно, диавол есть волк – этот дикий, хищный, коварный зверь, этот общий всех враг. Поэтому пастырь-наемник пусть имеет собственное свое именование. Пастырями-наемниками Господь назвал тех, к кому тогда обращал речь. И теперь есть (лучше бы их не было), есть приобретающие себе наименование наемников. Тогда разумелись архиереи и фарисеи и весь этот иудейский раскол. Их назвал пастырями-наемниками, – их, не ради истины, но ради собственной корысти приявших на себя власть пастырства. Которые из суетного лицемерия молятся, чтобы поедать хлеб вдовиц и сирот [[new:mf:23:14|(Мф. 23, 14)]], – те наемники. Которые служат собственной выгоде, гоняются за настоящим, не имеют в виду будущего – те наемники, а не пастыри. **//Беседа на день святого мученика Маманта.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **а наемник, иже несть пастырь, емуже не суть овцы своя, видит волка грядуща и оставляет овцы и бегает, и волк расхитит их и распудит овцы** См. Толкование на [[new:in:10:10#svt_ioann_zlatoust|Ин. 10:10]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их** См. Толкование на [[new:in:10:11#svt_kirill_aleksandrijskij|Ин. 10:11]] ===== Свт. Лука Крымский ===== **А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их** Знаете, знаете вы все окаянных наемников, знаете лжепастырей, которые пасут себя, злых пастырей, нерадящих об овцах, оставляющих их при первой опасности, оставляющих на растерзание волкам. О таких лжепастырях говорит Христос. А о наемниках, о лжепророках сказал чрезвычайно сильное слово св. пророк Иезекииль. Послушайте это слово и увидите точный портрет некоторых недостойных пастырей, которые, к сожалению, всегда были и всегда есть. //Вы ели тук и волною одевались, откормленных овец закалали, а стада не пасли//. [[old:iez:34:03|(Иез. 34:3)]]. По милости Божией, в епархии Крымской я не знаю ни одного пастыря, к которому были бы приложимы эти страшные слова пророка Иезекииля. Пороки есть у многих, вероятно, у всех; недостатков много, как у всех людей. Но неверных пастырей, пастырей, которые пасут сами себя, а об овцах нерадят, как наемники – таких я не знаю. Но всем нам, несовершенным пастырям, далеким от полноты достоинства, да будет великим примером величайший праведный Василий, епископ Кесарии Каппадокийской, ему же вознесем сейчас молебное пение и прославим его. Аминь. //**Проповеди. Том III. Слово в день Обрезания Господня.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их** Наемник оставляет овец своих на каждом шагу: своим радением об их пользах духовных и телесных, своею молитвою, своим поучением и назиданием. Заметь выражение Спасителя, полное любви к нам: Он называет нас Своими овцами в противоположность наемнику, **которому овцы не свои**. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их** См. Толкование на [[new:in:10:10#blzh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 10:10]] ===== Евфимий Зигабен ===== **А наемник, иже несть пастырь, ему же не суть овцы своя, видит волка грядуща и оставляет овцы и бегает, и волк расхитит их и распудит овцы** Иисус Христос здесь пояснил, кто такой наемник, – именно тот, кому овцы не свои. Под волком же в переносном смысле нужно разуметь всякого вредного человека, развратителя, а также диавола, который называется еще львом, змеем, драконом, скорпионом, аспидом и василиском и многими другими именами, сообразно с различными злыми ухищрениями его. ===== Еп. Вениамин (Милов) ===== **А наемник, иже несть пастырь, ему же не суть овцы своя, видит волка грядуща и оставляет овцы и бегает, и волк расхитит их и распудит овцы** Похищенные волками, эти овцы уже отпадают от Христа, становятся не родственными Ему. Но кто же этот волк, не только соблазняющий, но и похищающий овец словесного стада Христова? Волками, ловящими души, могут быть не только еретики, сектанты и не признающие православной веры люди, но и собственные наши страсти, гнездящиеся в нас. **//Проповеди.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 12-13 **А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах** Простой наемник никогда не жертвует своей жизнью для спасения овец, порученных его попечению. В минуту опасности он заботится о спасении только своей жизни, овцы ведь не ему принадлежат! Но кто подразумевается здесь под именем «//волка//»? Вероятнее всего, что Христос хотел так обозначить все силы, враждебные развитию Царства Божия. А после этого легко понять, кого Христос разумеет под именем «//наемника//». Это те, чьему попечению Христос поручил Свою Церковь, но которые часто не хотят отдать всю свою любовь на благо людей, порученных их попечению (ср. [[new:1pet:05:02|1Пет.5:2]]; [[new:tit:01:07|Тит.1:7;]] [[new:1tim:03:08|1Тим.3:8]]). В особенности же это относилось к тогдашней иерархии, которая не хотела ничем жертвовать для народа, которому много вреда причиняли Ироды – светская власть – и фарисеи. [<10>]