[<10>] ====== Толкования на Ин. 10:28 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 28-30 **И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего. Я и Отец - одно** **«и Аз даю им жизнь вечную, и не погибнут во век».** См. Толкование на [[new:in:10:26#svt_kirill_aleksandrijskij|Ин. 10:26]] ---- **«И не восхитит никто их от руки Моея. Отец Мой, Иже даде Мне, всех болий есть, и никтоже может восхитити от руки Отца Моего. Аз и Отец едино есмы».** Верующие имеют и защиту во Христе, так что диавол не может **«похитить»** их. Или же наслаждающиеся постоянным вкушением благ пребывают в Нем, и никто уже не похищает их от данного им блаженства для наказания и мучений, ибо невозможно для находящихся в **«руке»** Христовой быть похищенными для наказания, если Христос обладает всемогуществом. Ведь рукою в Священном Писании обозначается сила, и рука Христова, несомненно, непобедима и всемогуща. Но так как видел, что иудеи презирают Его как простого человека, не понимая, что видимый и осязаемый человек был Бог по природе, для убеждения их в том, что Он есть сила Отчая, говорит: **«Никто не похитит их от руки Отца Моего»**, то есть Моей, Себя называя всемогущею десницею Отчею, ибо Отец все совершает чрез Него, как и посредством нашей руки совершаем мы свои дела. Ведь во многих местах Писания Христос называется рукою и десницею Отца, что означает силу. И просто рукою называется вседействующая сила и могущество Бога, так как понятие о Боге всегда выше телесных образов. А если говорится, что Отец дает Сыну, то не как не имеющему всегда под Своею властью тварь, но Ему, как действительно Жизни по природе, усвояя нас, нуждающихся в жизни, дабы мы оживотворились чрез Сына, как Жизни по природе и внутренне обладающего этим. Впрочем, и поскольку Он стал человеком, Ему естественно просить и получать от Отца то, что Он имеет как Бог по природе. (**«Я и Отец одно есмы»**). Оставив человеческое, Христос восходит к Божескому своему достоинству, выставляя на вид присущие Ему по природе преимущества для пользы верующих и здравой веры, которая требует, чтобы отнюдь не считали Сына меньшим Отца. Так, показывает Себя точным образом Отца, сохраняющим в Себе всецелое и совершеннейшее отражение Отца. Одно же говорим об Отце и Сыне, не смешивая их в числе, как некоторые называют Отца и Сына одним и тем же (лицом), но веруя, что особо (ипостасно) существует Отец и особо Сын, сводя Двоих в одно тожество сущности и считая Их имеющими одну силу, так что Каждый является в Другом неизменно и всецело. Впрочем, изречения Спасителя нашего в Евангелиях не разделяем ни на ипостаси две, ни на лица, ибо не двойственен один и единый Христос, хотя и мыслится из двух и различных природ (πϱαγμάτων) соединенным в нераздельное единство, подобно как человек ведь из души и тела (состоит), однако ж не двойственен, а, напротив, один из двух. Но мы правильно думаем, когда утверждаем, что и человеческие и Божеские (свойственные человеческой и Божеской природам) изречения высказываются Одним. Так, когда говорит о Себе то, что свойственно Божеству: **«Я и Отец одно есмы»**, мы разумеем здесь Его Божескую и неизреченную природу, по которой Он и есть одно со своим Отцом благодаря тожеству сущности, как образ и отражение и отблеск славы Его. Когда же, не пренебрегая мерою человечества, обращается к иудеям с словами: //«Ныне же ищете Меня убить – человека, что истину вам сказал»// [[new:in:08:37|(Ин. 8:37)]], то опять и при человеческой Его ограниченности признаем Его, однако же, нисколько не менее (пребывающим) в равенстве с Отцом. Ведь если веруем, что, будучи Богом по природе, Он стал человеком или как человек, одушевленный разумною душою, то какое основание будет у нас стыдиться тех речей Его, которые соответствовали Его человечеству? Если бы Он отказывался от подобающих человеку слов, то кто принудил Его сделаться подобным нам человеком? Низведя Себя ради нас в добровольное уничижение, по какой причине Он стал бы отказываться от слов, подобающих этому состоянию уничижения? Поэтому к одному лицу (πϱοσώπῳ) должно относить все изречения в Евангелиях, к единой ипостаси (ὑποτάσει) воплотившегося Слова, ибо един есть Господь Иисус Христос, по этим изречениям. Кроме того, если Отец больше всех, то есть как обладающий Божеским превосходством над творениями должен быть и вне всего и над всем и, имея такую природу и такое достоинство, есть одно с Сыном, то каким образом Рожденный будет тожествен по сущности с Нерожденным Отцом? Или как Больший всех вместе с Отцом, и именно Больший настолько, насколько Бог по сравнению с тварями, может быть как тварь причислен ко всем? **«Я и Отец одно есмы»**. Словом **«одно»** обозначает тожество сущности, а словом **«есмы»** делит мыслимое на двойство и снова связывает в одно Божество. Впрочем и на то надо сослаться против ариан, что в словах Я и Отец одно есмы содержится указание не на тожеволие (ταὐτοβου;λία), но на единство сущности, как это поняли и иудеи, то есть что, говоря это, называет Себя Богом и равным Отцу. И Христос не отрекся от того, что сказал это в том именно смысле, как они понимали. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга VII.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **и Аз живот вечный дам им, и не погибнут во веки, и не восхитит их никтоже от руки Моея** См. Толкование на [[new:in:10:27#svt_ioann_zlatoust|Ин. 10:27]] ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей** Мы веруем в Тебя, Господи: даруй же нам живот вечный, но прежде научи нас по Тебе идти! Хорошо попасть нам в руки Твои: никто бы не восхитил уже нас из недр любви Твоей во веки веков. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей** См. Толкование на [[new:in:10:27#blzh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 10:27]] ===== Евфимий Зигабен ===== **И Аз живот вечный дам им** И об этой жизни часто уже говорилось и приводилось толкование. **И не погибнут во веки, и не восхитит их никтоже от руки Моея** никто из тех, которые могут нападать на овец. Словами: //от руки Моея//, Иисус Христос указывал на Свою силу и могущество, а вообще сказал это потому, что иудеи сговорились: //да, аще кто Его исповесть Христа, отлучен от сонмища будет// [[new:in:09:22|(Ин. 9, 22)]]. Он утверждает, что напрасно они трудятся (Похитить из всесильной десницы того, кто сам не желает этого, никакой враг не может; но он может обольстить того, кто сам сбился с прямого пути и сам отдался ему; и это зависит не от мощной десницы, а от небрежности самовольно отлучившегося). ===== Лопухин А.П. ===== **И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей** См. Толкование на [[new:in:10:27#lopuxin_ap|Ин. 10:27]] [<10>]