[<10>] ====== Толкования на Ин. 11:26 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 26-27 **и всяк живый и веруяй в Мя не умрет во веки. Емлеши ли веру сему; Глагола Ему: ей, Господи: аз веровах, яко Ты еси Христос Сын Божий, иже в мир грядый** **И всяк живый и веруяй в Мя не умрет во веки** [[new:in:11:26|(ст. 26)]]. Смотри, как Он возвышает ее ум. Ведь не в том только было дело, чтобы воскресить Лазаря, но надобно было и ее, и присутствующих с нею научить воскресению. Поэтому Он, прежде чем воскресил, рассуждает о (воскресении). Если же Он Сам есть воскрешение и живот, то не ограничивается местом, но может исцелять везде. И если бы (сестры Лазаря), подобно сотнику, сказали: //рцы слово, и изцелеет отрок мой// [[new:mf:08:08|(Мф. 8, 8)]], то Он так бы и сделал. Но так как они звали Его и просили прийти к ним, то Он снисходит, чтобы возвести их от уничиженного о Нем понятия, и приходит на место. Но и при этом снисхождении Он показывает, что может исцелять и не присутствуя на месте. С этою-то целию Он и медлит. В самом деле, благодать не сделалась бы очевидною, если бы она тотчас была дарована, если бы прежде не появился уже смрад. Но откуда знала эта женщина о будущем воскресении? Она слышала многие беседы Христа о воскресении; а теперь желала увидеть это на самом деле. Смотри, однако ж, как она еще вращается долу! В самом деле, уже услышавши: //Аз есмь воскрешение и живот//, она даже и после того не сказала: воскреси его, но – что? **Аз веровах, яко Ты еси Христос, Сын Божий, Иже в мир грядый** [[new:in:11:27|(ст. 27)]]. Что же ей Христос? //Всяк веруяй в Мя, аще и умрет, оживет//; разумея здесь эту (телесную) смерть. **И всяк живый и веруяй в Мя не умрет во веки**, указывая на ту (духовную) смерть. И так как Аз есмь воскрешение, то не смущайся: хотя уже и умер, но веруй, это не есть смерть. Таким образом, Он пока утешил ее в случившемся и пробудил в ней надежду и тем, что сказал: воскреснет, и тем, что изрек: //Аз есмь воскрешение//, и тем, что если после воскресения он и опять умрет, то не потерпит никакого вреда, а потому и не должно страшиться этой смерти. Слова Его имеют тот смысл, что ни он не умер, ни вы не умрете. **Емлеши ли веру сему?** [[new:in:11:27|(ст. 26)]]. Марфа отвечает: **веровах, яко Ты еси Христос, Сын Божий, Иже в мир грядый.** Мне кажется, что женщина не поняла слов. Она сознавала, что в них есть что-то великое, но всего не выразумела. Поэтому, будучи спрошена об одном, она отвечает другое. Но, по крайней мере, она получила теперь ту пользу, что отложила свою скорбь. Такова-то сила слов Христовых! Поэтому-то и Марфа первая вышла навстречу Христу, и Мария последовала за нею. Любовь к Учителю не давала им сильно чувствовать настоящую (скорбь). Таким образом, с помощию благодати и ум этих жен любомудрствовал. ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?** См. Толкование на [[new:in:11:25#svt_kirill_aleksandrijskij|Ин. 11:25]] **«Веруеши ли сему?»** Наперед изъяснив значение таинства о Себе и ясно показав, что Он есть Жизнь по природе и Бог истинный, требует (деятельного) признания веры, давая здесь образец церквам. Ведь нам подобает исповедовать честное таинство не пустым только, издаваемым в воздух звуком, но, вкоренив веру в сердце и уме, осуществлять на деле свое исповедание. Надо веровать без всякого сомнения и двоедушия, ибо двоедушный укоризнен и хромает в вере, почему и бывает //«непостоянен во всех путях своих»// [[new:iak:01:08|(Иак. 1:8)]]. Впрочем, необходимо знать, что свое исповедание веры мы делаем Богу, хотя отвечая на вопросы, предлагаемые людьми, разумею священнослужителей, мы говорим «верую» при принятии святого крещения. Поэтому ужасно солгать и впасть в неверие, чтобы не иметь свидетелем и судьею своего безумия Самого Владыку всяческих, говорящего: //«И я свидетель, говорит Господь»// [[old:ier:36:23|(Иер. 36:23)]]. Должно также обратить внимание на то, что, между тем как Лазарь лежал во гробе и был мертв, за него некоторым образом женщина вопрошается о (деятельном) признании веры, дабы и это опять получило значение образца в церквах. Так, когда новорожденный младенец приносится или для получения помазания оглашения или же совершенной степени благодати во святом крещении, то приносящий возглашает за него: аминь. Также за находящихся при смерти больных, и ради сего долженствующих креститься, другие отрекаются и ручаются, из любви как бы предоставляя свой голос удрученным болезнью. Это можно видеть и на Лазаре и сестре его. Премудро и предусмотрительно Марфа наперед посеевает свое исповедание веры, чтобы пожать плод от него. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга VII.//** ===== Прп. Серафим Саровский ===== //Аминь, аминь, глаголю вам//, **всяк живый и веруяй в Мя не умрет во веки**: имеющий благодать Святого Духа за правую веру во Христа, если бы по немощи человеческой и умер душевно от какого-либо греха, то **не умрет во веки**, но будет воскрешен благодатию Господа нашего Иисуса Христа, вземлющего грехи мира и туне дарующего благодать-возблагодать. //**Беседа с Мотовиловым о цели христианской жизни.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему** См. Толкование на [[new:in:11:21#blazh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 11:21]] ===== Евфимий Зигабен ===== ** И всяк живый и веруяй в Мя не умрет во веки** Верующий в Меня, хотя и умирает смертью на земле, но он будет жить жизнью будущего века, блаженной. И живущий еще здешней жизнью не умрет смертью будущего века, т.е. несчастной. Говоря это, Иисус Христос показал, что только в будущем веке есть истинная жизнь и смерть, потому что они не могут изменяться и сменять одна другую, – и что о них-то и нужно больше всего заботиться. **Емлеши ли веру сему ** что Я – воскресение и жизнь и т.д. ===== Лопухин А.П. ===== **И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему** См. Толкование на [[new:in:11:23#lopuxin_ap|Ин. 11:23]] [<10>]