[<10>] ====== Толкования на Ин. 11:51 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Сего же о себе не рече, но архиерей сый лету тому, прорече, яко хотяше Иисус умрети за люди** См. Толкование на [[new:in:11:49#svt_ioann_zlatoust|Ин. 11:49]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ** См. Толкование на [[new:in:11:49#svt_kirill_aleksandrijskij|Ин. 11:49]] ===== Свт. Иннокентий (Борисов) ===== **Сего же о себе не рече, но архиерей сый лету тому, прорече, яко хотяше Иисус умрети за люди** Евангелист, пересказывая последние слова Каиафы, замечает, что они изречены им не от себя, а по некоему вдохновению и что в них, без нарушения мысли первосвященника, можно видеть разительное предсказание о спасительной для всего рода человеческого цели смерти Христовой, ибо, продолжает евангелист, Иисусу действительно, по предопределению свыше, надлежало умереть не только за народ (иудейский), но и чтобы рассеянных чад Божьих (язычников, уже предназначенных к чадству Божьему) собрать воедино. И такое прорицание вышло из уст первейшего врага Иисусова, Его убийцы!.. Вышло потому, как замечает святой Иоанн, что Каиафа был на то время первосвященником; а кому приличнее произнести суд о цене жертвы, как не первосвященнику? – «Каиафа, – по глубокому выражению одного пастыря Церкви, – прозвучал в этом случае, как колокол, в который на тот день надлежало благовестить». Луч как бы высшего озарения отразился на мгновение в мрачной душе саддукея, как луч солнца отражается в мутной и зловонной воде, не теряя своей чистоты и силы. **//Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа.//** ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ** См. Толкование на [[new:in:11:49#blazh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 11:49]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Сего же о себе не рече, но архиерей сый лету тому, прорече, яко хотяше Иисус умрети за люди** См. Толкование на [[new:in:11:50#evfimij_zigaben|Ин. 11:50]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 51-52 **Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ, и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино** По замечанию евангелиста, Kаиафа эти слова произнес не только по своему личному ограниченному соображению, а вопреки своему желанию явился в этом случае пророком, предсказав, что Христос //«умрет за народ»//, т. е. во благо народа, чтобы, так сказать, доставить народу истинное благо – искупление от грехов, которое могло быть приобретено только смертью Христа. Евангелист рассматривает слова Kаиафы как пророчество потому, что Kаиафа в тот год был первосвященником. Это замечание евангелиста толкуют различно. Одни думают, что евангелист считал первосвященника органом божественного откровения и выражение «на тот год» понимают в смысле общего определения //«в это время»//. Другие же полагают, что евангелист не мог не знать, что во втором храме уже не было «урима» и «туммима», посредством которых первосвященник узнавал волю Божию и являлся, таким образом, органом божественного откровения. По мнению этих толкователей, Иоанн рассматривал Kаиафу как приносителя жертвы в праздник очищения. В этот праздник ему предстояло принести жертву за грехи всего народа, и Бог таинственным внушением указал ему истинную жертву, которая должна очистить грехи народа и всего человеческого рода //(«рассеянных чад Божиих»)//. Такой жертвой и должен был явиться Христос. Из этих двух толкований более естественным представляется первое. Если же Kаиафа и не имел «урима» и «туммима», то все же он был в глазах Иоанна представителем Церкви Божией, жизнь которой в то время еще не окончилась, и, следовательно, он мог служить даже вопреки своему желанию орудием божественного откровения, каким и явился в настоящий раз. Пусть его пророчество осталось непонятым членами синедриона, к которым он обратился с речью, все же это стало известным и впоследствии приводилось, очевидно, в христианских общинах как доказательство того, что искупительная смерть Христа была предвозвещена и устами представителя иудейской Церкви. [<10>]