[<10>] ====== Толкования на Ин. 12:41 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Сия рече Исаиа, егда виде славу Его и глагола о Нем** См. Толкование на [[new:in:12:35#svt_ioann_zlatoust|Ин. 12:35]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем** См. Толкование на [[new:in:12:38#svt_kirill_aleksandrijskij|Ин. 12:38]] **«Сия же рече Исаия, егда виде славу Его и глагола о Нем».** Что пророк созерцает Сына во славе Бога и Отца, в этом нельзя сомневаться, так как Иоанн (евангелист) ясно пишет о Нем, что **«сие сказал Исаия, потому что (когда?) видел славу Его»**. Обрати, пожалуйста, внимание на неизмеримое величие Божеской власти и Его владычества над всякою властью. Он восседает на высоком и превознесенном престоле, увенчанный всем подобающим великолепием царского достоинства, а вышние силы, выше которых, сказано, ничего нет среди тварей, стоят вокруг, занимая место слуг и восхваляя славословиями. Отнюдь, конечно, нельзя представлять Божественный престол находящимся в каких-либо высоких местах, ибо глупо так думать, но Божественный престол помещается в высоте, поскольку и слава Царства Божия представляется превыше всякой разумной природы. А восседание на нем, кажется, означает как бы наикрепчайшую и неизменяемую твердость и постоянство благ. Так и божественный Давид поет: //«Бог восседает на престоле святом Своем»// [[old:ps:046:09|(Пс. 46:9)]]. Также и пророк Иеремия в одном месте говорит к Нему: //«Ты – восседающий вовек, а мы – погибающие вовек»// [[old:var:03:03|(Вар. 3:3)]], ибо всегда и во всякое время природа (людей) тленна и тварна и таков удел тварей. Восседает же, как я сказал, художница всего и создательница Премудрость, то есть имеет неизменное и постоянное пребывание. Ведь как уголь есть по природе дерево, однако ж всецело наполняется огнем и его силу и действие имеет, так и Слово, будучи огнем, как Бог, //«стало плотью и вселилось в нас»// [[new:in:01:14|(Ин. 1:14)]]. Но хотя Он в промыслительных целях и был подобно нам видимым человеком, однако ж вся полнота Божества обитала в Нем, разумею – чрез единение (в воплощении). Поэтому-то и чрез свою плоть (в своей плоти) оказывается имеющим (совершавшим) Божественные силы (действия). Если же говорится, что берется клещами, то разумей – осмотрительно, потому что веру в Него и познание как бы какими клещами мы принимаем, то есть посредством имеющихся в законе и у пророков научений или предсказаний и свидетельств. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга VIII.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 41-43 **Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем. Впрочем, и из начальников многие уверовали в Него, но ради фарисеев не исповедывали, чтобы не быть отлученными от синагоги; ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию** Сие сказал Исаия, когда видел славу //"Его"//. Кого? Сына. Хотя пророк, судя по связи речи, видел, кажется, славу Отца, но евангелист говорит здесь, что Исаия видел славу Сына, а апостол Павел говорит, что он видел славу Духа [[new:act:28:25|(Деян. 28, 25)]]. Истинно едина слава Святой Троицы, Отца и Сына, и Святаго Духа. Исаия, говорит, видел славу: //дым, который ему представился, серафимов, угли, жертвенник, престол// [[old:is:06:01|(Ис. 6, 1)]]. Итак, Исаия увидел эту славу и сказал о Нем, то есть о Сыне. Что же сказал о Нем? То, что выше сказано, что ослепил глаза их и ожесточил сердца их. Евангелист замечает, что многие и из начальников уверовали в Него, показывая, что фарисеи солгали и в том, когда сказали: //"уверовал ли в Него кто из начальников?"// [[new:in:07:48|(Ин. 7, 48)]]. Ибо вот многие и из начальников уверовали, но ради фарисеев не исповедовали. Ибо возлюбили славу человеческую. Об этом Христос и прежде говорил им: //как вы можете веровать, когда от людей принимаете славу, а славу, которая от единого Бога, отвергаете// [[new:in:05:44|(Ин, 5, 44)]]? Итак, евангелист показывает, что с ними случилось то, что предсказывал им Христос. Подлинно, они были не начальники, а рабы, и рабы самые низкие. Отселе же научаемся, что кто любит славу, тот раб и бесчестен. ===== Евфимий Зигабен ===== **Сия рече Исаиа, егда виде славу Его, и глагола о Нем** //Сия//, т.е. об ослеплении и окаменении и пр. Славою Иисуса Христа здесь названо то славное видение пророка Исаии, когда он видел Господа, сидящего на престоле высоком [[old:is:06:01|(Ис. 6, 1)]]. Тогда он видел и Сына, от Которого тогда же слышал вышеприведенные слова, а потом произнес их и записал, относя к Нему же. Итак, значит ко времени Иисуса Христа относилось то, что народ должен был ослепнуть, окаменеть, не видеть, не уразуметь, что Он Бог, не обратиться от своего заблуждения, чтобы исцелить свои духовные раны. ===== Лопухин А.П. ===== **Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем** Здесь евангелист объясняет причину, по которой он дает такое значение вышеприведенному пророчеству Исайи, относя его ко Христу. Пророк видел //«славу Христа»//, т. е. видел Бога, восседавшего во всей славе Своей и окруженного Серафимами, но, видя Бога, он, по воззрению евангелиста, видел и Христа, потому что Христос, как божественный Логос, всегда пребывал с Богом (ср. [[new:in:01:01|Ин.1:1]]). Поэтому можно сказать, что Исайя в вышеприведенном пророчестве об ожесточении евреев имел в виду Христа (//«говорил о Нем»//). Ср. комментарии к [[old:is:06:start|Ис.6]]. [<10>]