[<10>] ====== Толкования на Ин. 12:46 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Аз свет в мир приидох, да всяк веруяй в Мя во тме не пребудет** **Аз свет в мир приидох** [[new:in:12:46|(ст. 46)]]. Так как Отец везде называется светом, и в Ветхом и в Новом Завете, то и Он прилагает к Себе это название; поэтому и Павел, научившись отсюда, называет Его сиянием. Вообще Он здесь показывает великое сродство с Отцом и не полагает никакого различия, потому что вера в Него, говорит, не к Нему относится, а переходит к Отцу. А светом Он Себя назвал потому, что Он уничтожает заблуждение и рассеивает умственный мрак. ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме** **«Аз свет в мир приидох, да всяк веруяй в Мя во тме не пребудет».** Вот опять касается веры в Себя и в одно и то же время достигает двух полезных целей. Исповедуя, что Он есть свет, являет Себя Богом по природе, ибо одному только Богу по природе подобает так называться. А присоединив причину своего пришествия, заставляет стыдиться того, кто пренебрегает любовью к Нему. И притом необходимо, конечно, думать, что еще не уверовавшие в Него находятся во тьме, если одним только уверовавшим в Него свойственно пребывать в свете, исходящем от Него. Ведет их также и к припоминанию частых о Нем изречений, в которых предвозвещается Его пришествие для освещения вселенной, как то: //«Светись, светись, Иерусалим! ибо пришел твой Свет Истинный и Слава Господня на тебя воссияла»// [[old:is:60:01|(Ис. 60:1)]] и: //«Пошли Свет Твой и Истину Твою»// [[old:ps:042:03|(Пс. 42:3)]]. Это подобно тому, как если бы говорил: Я – свет, Коего пришествие для спасения мира обещано в Писании – для просвещения блуждающих во тьме, как ночью. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга VIII.//** ===== Сщмч. Онуфрий (Гагалюк) ===== **Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме** Только христианская религия дает людям ясное понимание о мире и указывает смысл жизни личной и мировой: вне Христа Бога нет света и смысла. И всякий неверующий, не знающий Христа, Его учения, и не живущий жизнью Церкви находится в духовной тьме... А между тем, несчастные люди не только продолжают упорно отказываться от веры в Бога, а еще упрекают христианскую веру, в насаждении тьмы и невежества. Ужасное, непонятное для здравого разума явление!.. //**Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание).**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме** Какая святая, благая, божественная цель. Не для славы, не для пользы Своей, а для пользы, единственно для пользы людей, чтобы **всякий верующий** в Него **не оставался во тьме**, пришел Спаситель в мир. Смотрите, как высоки слова Его, как они обнаруживают Его Божественность: если кто услышит слова Мои и не поверит, Я не буду судить Его за то, потому что Я пришел не судить мир, но спасти мир. Отвергающийся Меня и не принимающий сердцем, верою слов Моих, сам себе приготовил судию: слово, Мною сказанное, оно осудит его в последний день. //Я не от Себя говорил, но Отец, Меня пославший, Он дал Мне заповедь, что Мне сказать и что говорить. И знаю Я, что заповедь Его есть жизнь вечная.// Вот истина, которой никто не может противиться. Как она победоносна! Как она явна, очевидна! **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 46-47 **Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме. И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир.** Опять и этими словами показывает Свое единосущие с Отцом. Ибо как Отец везде в Писании называется Светом, то и Он о Самом Себе говорит: //"Я свет пришел в мир"//. Посему и апостол Павел называет Его Сиянием [[new:evr:01:03|(Евр. 1, 3)]], показывая тем, что ничего нет посредствующего между Отцом и Сыном, но Отец и Сын вместе, как вместе свет и сияние. Итак, и Сын есть Свет, поколику избавляет от заблуждения и рассеивает умственный мрак, и потому, что как свет со своим явлением становится видим сам и показывает прочие видимые предметы, так и Сын, пришедши и явившись к нам, дал познание о Себе Самом и об Отце, и сердца тех, кои приняли Его, просветил всяким познанием. //"Если, - //говорит//, - кто услышит Меня и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир"//. Смысл сих слов такой: не Я виновен в осуждении человека неверующего, ибо Я не за этим преимущественно пришел, но случилось это по последствию. Я пришел спасти и для этого учил. Если же кто не верует, то не Я причина его осуждения, но он сам на себя навлек оное. Это еще более уяснится из последующего. Слушай же, что далее. ===== Евфимий Зигабен ===== ** Аз свет в мир приидох ** свет духовный, уничтожающий духовную тьму и Своими Божественными делами и словами показывающий здравым глазам лучи Божества. **Да всяк веруяй в Мя во тме не пребудет** во тьме заблуждения, во тьме греха. Часто Иисус Христос с особенным уверением говорит об этом, желая таким постоянством смягчить жестокое сердце иудеев и сообщить им все, что только может относиться к Нему Самому; поэтому-то Он и //возгласил// [[new:in:12:44|(Ст. 44)]]. ===== Лопухин А.П. ===== **Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме** (См. Толкование на [[new:in:08:12|Ин. 8:12,]] [[new:in:09:05|9:5,]] [[new:in:12:35|12:35]]). [<10>]