[<10>] ====== Толкования на Ин. 12:47 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 47-49 **и аще кто услышит глаголы Моя и не верует, Аз не сужду ему: не приидох бо, да сужду мирови, но да спасу мир: отметаяйся Мене и не приемляй глагол Моих имать судящаго ему: слово, еже глаголах, то судит ему в последний день: яко Аз от Себе не глаголах, но пославый Мя Отец, Той Мне заповедь даде, что реку и что возглаголю** **Аще кто Меня не слушает, Аз не сужду ему: не приидох бо, да сужду мирови, но да спасу мир** [[new:in:12:47|(ст. 47)]]. Чтобы не подумали, будто Он по немощи не обращал внимания на тех, которые пренебрегали Им, для этого Он сказал: **не приидох, да сужду мирови**. Потом, чтобы не сделались от этого нерадивее, узнав, что если верующий получает спасение, за то и неверующий не подвергается наказанию, – смотри, как Он поставляет им на вид и Страшный суд, присовокупляя следующие слова: **отметаяйся Мене и не приемляй глагол Моих имать судящаго ему** [[new:in:12:48|(ст. 48)]]. Но если Отец не судит никомуже и Ты пришел не с тем, чтобы судить мир, так кто же его будет судить? **Слово, еже глаголах, то судит ему в последний день** [[new:in:12:48|(ст. 48)]]. Так как они говорили, будто Он не от Бога, то Он и сказал так, показывая, что для них тогда не будет возможности говорить это, но слова, которые Я изрек ныне, предстанут вместо обвинителя, будут обличать их и отнимут у них всякое оправдание. **И слово, еже глаголах**. Какое слово? **Яко Аз не Сам от Себя пришел, но пославый Мя Отец, Той Мне заповедь даде, что реку и возглаголю** [[new:in:12:49|(ст. 49)]] – и все другие подобные слова. Следовательно, это говорилось так только для них, чтобы они не могли иметь никакого предлога к извинению. В противном случае, какое (Христос) будет иметь преимущество пред Исаиею? Ведь этот последний говорит то же самое: //Господь дает мне язык научения, еже разумети, егда подобает рещи слово// [[old:is:50:04|(Ис. 50, 4)]]. Какое пред Иеремиею, который также, когда был послан, получил вдохновение? Какое – пред Иезекиилем? Ведь и этот говорил после того, как поглотил свиток. Притом же те, которые будут слушать Его слова, были бы причиною Его знания. Если Он получил заповедь, что Ему говорить, только тогда, когда был посылаем, то наконец ты должен будешь сознаться, что Он того не знал прежде, чем был послан. А что может быть нечестивее этих слов, если кто станет принимать их в этом смысле и не позаботится узнать причину их уничиженности? Апостол Павел говорит, что даже ученики знали, //что есть воля Божия благая и угодная и совершенная// [[new:rim:12:02|(Рим. 12, 2)]]: Сыну ли не знать до тех пор, пока Он не получил заповеди? Есть ли в этом какая-нибудь сообразность? Видишь, что Он говорит с чрезвычайным уничижением для того, чтобы и иудеев привлечь к Себе, и на последующих людей наложить молчание? Итак, для того Он говорит по-человечески, чтобы хотя этим способом понудить их к тому, чтобы они избегали всего низкого в Его словах, зная, что Он так говорит не по существу, а по немощи слушателей. ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 47-48 **И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир. Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день** **«И аще кто Моя услышит глаголы и не соблюдет, Аз не сужу его, не бо приидох, да сужу мир, но да спасу мир: отметаяй Мене и не приимляй глаголы Моя имать судящаго его – слово, еже глаголах, то осудит [судить будет] в последний день».** Итак, самосудны, говорит, будут неслушающие Его и непринявшие спасающей веры, ибо Пришедший для просвещения пришел не для того, чтобы судить, но чтобы спасти. Поэтому неповинующийся и подвергающий себя величайшим бедам пусть сам себя бранит, как справедливо подвергающийся наказанию. Ведь Я не виновен в этом, желающий спасти имеющих подвергнуться суду и для этого пришедший. И это потому, что Кто полагает закон, наказующий непослушных, полагает его не ради того, чтобы наказывать преступников, но чтобы, слушая его и соблюдая, спаслись. Итак, Я, пришедши спасти, предлагаю вам веровать, а не пренебрегать Моими словами, так как настоящее время есть время спасения, а не суда. Ведь **«в день»** суда наведет на вас наказание за непослушание призвавшее вас к спасению **«слово»**. Какое же это было **«слово, что сказал Я»?**» **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга VIII.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир** См. Толкование на [[new:in:12:46#blazh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 12:46]] ===== Евфимий Зигабен ===== **И аще кто услышит глаголы Моя и не верует, Аз не сужду ему** в настоящем веке **Не приидох бо, да сужду мирови, но да спасу мир ** И прежде еще Иисус Христос сказал: //не посла бо Бог Сына Своего в мир, да судит мирови, но да спасется Им мир// [[new:in:03:17|(Ин. 3, 17)]]; прочитай там объяснение этих слов. ===== Лопухин А.П. ===== **И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир** (См. Толкование на [[new:in:03:17|Ин. 3:17]], [[new:in:08:15|8:15)]]. [<10>]