[<10>] ====== Толкования на Ин. 13:4 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 4-7 **воста от вечери и положи ризы, и приемь лентион, препоясася: потом влия воду во умывалницу и начат умывати ноги учеником и отирати лентием, имже бе препоясан. Прииде же к Симону Петру, и глагола Ему той: Господи, Ты ли мои умыеши нозе; Отвеща Иисус и рече ему: еже Аз творю, ты не веси ныне, уразумееши же по сих** **И воста от вечери и положи ризы** [[new:in:13:04|(Ин. 13:4)]]. Смотри, как не умовением только Христос показывает Свое смирение, но и другими действиями. Не прежде возлежания Он встал, а тогда, когда уже все возлегли. Затем не просто умывает, но сначала сложил с Себя одежду. Но и на этом не остановился, а еще опоясался полотенцем; да и этим не удовольствовался, но Сам же влил воду, а не другому велел наполнить ее. Так все это Он делает Сам, чтобы показать тем, что когда мы делаем добро, то должны делать его не с небрежностью, но со всем усердием. И мне кажется, что Своему предателю Он умыл ноги первому, – так как (евангелист), сказав: **и начат умывати ноги учеником** [[new:in:13:05|(ст. 5)]], затем продолжает: **прииде же к Симону Петру, и глагола ему той: Ты ли мои умыеши нозе?** [[new:in:13:06|(ст. 6)]]. То есть теми ли самыми руками, которыми Ты отверзал очи, очищал прокаженных и воскрешал мертвых? Подлинно, уже и это выражает собою весьма много, – почему Петру и не было надобности сказать что-нибудь больше, чем: **Ты ли?** В этом одном уже высказывалось все. Но справедливо может кто-нибудь спросить: почему никто другой не воспрепятствовал Ему (умыть ноги), а только один Петр, что служит свидетельством немалой любви и уважения? Какая же этому причина? Мне кажется, что Христос прежде умыл ноги предателю, а потом приступил к Петру, и что другие были уже вразумлены примером Петра. А что действительно Он умыл кого-то другого прежде Петра, это видно из слов: **когда же пришел к Петру**. Впрочем, евангелист не говорит прямо, но словом: **начат** намекает на это. И хотя первым был Петр, но, вероятно, предатель, по своей наглости, возлежал даже выше верховного (Апостола). Его наглость выказывается и в других случаях: например когда он погружает вместе с Учителем (руку в солило) и когда, несмотря на обличения, не чувствует угрызения совести. Петр, однажды подвергшись упреку еще прежде, и упреку за слова, которые он сказал от любви, так смирился, что даже и тогда, как был в томлении и трепете, обратился к другому, чтобы тот вопросил; а этот (Иуда), несмотря на частые обличения, не приходил в чувство. Итак, когда подошел к Петру, глагола ему той: **Господи, Ты ли мои умыеши нозе?** – (Христос) говорит ему: **еже Аз творю, ты не веси ныне, уразумееши же по сих** [[new:in:13:06|(ст. 6–7)]], то есть (после узнаешь), какая от этого выгода, как полезен этот урок, как это может расположить нас ко всякому смиренномудрию. ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался** См. Толкование на [[new:in:13:02#svt_kirill_aleksandrijskij|Ин. 13:2]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался** См. Толкование на [[new:in:13:02#blzh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 13:2]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Воста от вечери и положи ризы ** не все, а только одежду снял с Себя Иисус Христос, чтобы она не препятствовала Ему. **И приемь лентион, препоясася** Препоясался полотенцем, чтобы вытереть ноги после умовения. **//Толковая Псалтирь.//** ===== Лопухин А.П. ===== **встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался** По обычаю, перед вечерей служитель умывал ноги пришедших на трапезу. В настоящий раз служителя не оказалось, а из учеников никто, очевидно, не пожелал оказать Христу и сотоварищам соответственной услуги. Тогда Сам Господь встает с вечери и приготовляется к совершению омовения, которое должен бы сделать простой слуга. Очень вероятно, что поводом к этому послужил спор, происшедший между учениками о первенстве (см. [[new:lk:22:23|Лк. 22:23]]). **//Толковая Библия.//** [<10>]