[<10>] ====== Толкования на Ин. 13:18 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Не о всех вас глаголю: Аз (бо) вем, ихже избрах: но да Писание сбудется: ядый со Мною хлеб воздвиже на Мя пяту свою** См. Толкование на [[new:in:13:16#svt_ioann_zlatoust|Ин. 13:16]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою** **«Не о всех вас глаголю. Аз бо вем, кого избрах, но да Писание исполнится: ядый со Мною хлеб воздвиже на Мя пяту свою».** Смысл этих слов имеет немалую темноту. Говоря, что будут блаженны имеющие познание о добре и старающиеся исполнять это делом, тотчас присоединил: «не о всех говорю», по мнению многих и моему, прикровенно указывая здесь на предателя, ибо никогда бы не мог быть поставлен в числе добродетельных и блаженных богоненавистник, соделавший такую душу свою подверженною столь великому нечестию. Таков один смысл этого изречения, допускаемый весьма многими. Другой же смысл, кроме этого, такой. Намереваясь сказать, что, по совершеннейшему и Священнейшему Писанию, //«Ядущий мой хлеб увеличил на Меня запинание или поднял на меня пяту свою»// [[old:ps:040:10|(Пс. 40:10)]], Христос некоторым образом наперед защищает и охраняет истинный круг других учеников, усвоив вину только одному и единственному. Так как все ели хлеб Его, то есть совкушали и употребляли принесенное чрез Него, то поэтому благополезно не допускает дух свободных (учеников) сокрушаться напрасными страхами и предупреждает муку подозрения, говоря: **«Не о всех вас говорю, ибо Я знаю, кого избрал, но чтобы»**, говорит, **«Писание исполнилось: ядущий Мой хлеб поднял на Меня пяту свою»**, или: //«увеличил запинание»//, по слову Псалмопевца. Такое, думаю, значение имеют эти слова. В них, таким образом, дано нам двоякое созерцание. Любознательный пусть определяет более лучшее и истинное значение. Впрочем, скажем об этом изречении и еще нечто, для утверждения ума более простых людей. Относительно этих слов можно выставить два недоумения. И, во-первых, можно сделать такое возражение: если мы веруем, что Христос все знает, то зачем избрал Иуду и для чего присоединил к другим ученикам, не не ведая, что и предателем окажется, и попадет в сети корыстолюбия? Кроме того, кто-либо может сказать: если для того именно **«пяту поднял»** на Христа, как говорит Он Сам, **«чтобы исполнилось Писание»**, то не он (Иуда) должен бы считаться виновным в происшествии (предании), но необходимость исполнения Писания. На каждое из этих возражений мы должны дать немедленное разъяснение и посильными рассуждениями составить соответствующий тому и другому недоумению ответ, в назидание и утешение тем, которые своими собственными силами не в состоянии уразуметь смысл Божественного Писания. И прежде всего укажем на то, что если мы станем о каждом действии Бога употреблять подобные рассуждения, то мы никогда не перестанем укорять Творца, порицать Бога, призывающего к бытию несуществующее, и безрассудно поносить безмерное Его человеколюбие. Что, в самом деле, скажи мне, воспрепятствует и другим обвинить Его, например, так: зачем Ты избрал Саула и помазал в царя над Израилем, зная, что он непременно отвергнет благодать? И что говорит об этом? Предлог для обвинения может восходить к начальнику рода человеческого, то есть Адаму. Ведь можно рассуждать таким, например, образом: зачем Ты, Всеведущий, создал первого человека из земли? Ведь Ты знал, что он падет, преступив данную ему заповедь. Совершенно таким же образом и за высших и совершеннейших тварей можно обвинять (Творца) так: зачем Ты образовал природу Ангелов, если как Бог Ты не не ведал имевшее быть их уклонение к отступлению, ибо не все соблюли свое начальство [[new:iud:01:00|(Иуд. 6)]]? Что же следует отсюда? Предведение Божие не допустило бы открыться Самому Творцу или, по крайней мере, разумная тварь совсем не перешла бы в бытие, так что Бог царствовал бы над одною только неразумною и лишенною чувств тварью, уже не будучи познаваем, что Он есть Бог по природе. В особенности же, думаю, при рассуждении об этом надо иметь в виду, что Творец всего сообщил разумным тварям способность управляться собственным произволением и предоставил следовать влечениям своей собственной воли, к чему каждый пожелает и что признает за лучшее. Таким образом, одни, правильно устремляясь к высшему совершенству, сохраняют свою славу, получают участие в назначенных им благах и обретают непрекращающееся блаженство. Растленные же своим умом и как бы неудержимыми потоками похотей увлекаемые к недолжному подвергнутся подобающему им суду, подпадут справедливому обвинению за неблагодарность и получат строгое и вечное наказание. В таких же условиях находившеюся найдешь ты и природу Ангелов. Одни, сохранив свое начальство, имеют непоколебимое во всех благах и твердое пребывание. Другие же, влечениями ко злу лишившись свойственной им первоначальной славы и достоинства, связанные узами мрака в аду, по слову Писания [[new:2pet:02:04|(2Пет. 2:4;]] [[new:iud:01:00|Иуд. 6)]], соблюдаются на день великого суда. Так создан вначале и первый человек, то есть Адам. Он был в раю и наслаждался высочайшим блаженством, очевидно духовным, и славою у Бога. И так он оставался бы в изначальных благах своей природы, если бы не обратился к отступлению и преслушанию, безрассудно преступив определенную ему свыше заповедь. Так и Саула помазал в царя, ибо вначале он был человек недурной, а оказавшегося потом уже не таковым лишил его славы и царского достоинства. Так избрал Иуду и присоединил к святым ученикам, очевидно, как бывшего вначале способным к следованию (за Христом). Но сатана, искушая его корыстолюбием, мало-помалу опутывал его, побежденного этою страстью, и ставшего чрез нее предателем увлек уже окончательно. Здесь, следовательно, нет ничего, что относилось бы к Избравшему, ибо у него (Иуды) была возможность не пасть, если бы, очевидно, он избрал должное и весь свой ум предал бы делу истинного следования Христу. На другое же из приведенных возражений ответим так. Никто да не думает, согласно некоторым неразумцам, что дела, возвещенные чрез святых пророков, переходят к осуществлению потому, чтобы исполнились Писания. Если это истинно, то ничто не будет препятствовать тому, чтобы те, которые по необходимости исполнили написанное, имели оправдание своего греха, даже более – совсем оказались без греха. Ведь если надлежало, скажет кто-нибудь, исполниться (Писанию), а исполнилось чрез них, то они, благодаря тому что таким образом исполнилось чрез них, должны быть свободными от всякой вины. Иначе и само Писание, конечно, окажется// «служителем греха»// [[new:gal:02:17|(Гал.2:17)]], как бы насильственно принуждая некоторых к тому, что изречено в нем, дабы некогда провозглашенное пришло к осуществлению. Но в таком рассуждении, думаю, заключается великое богохульство, ибо кто может лишиться здравого смысла настолько, чтобы слова Святаго Духа считать виновником греха для кого-либо? Итак, не по той, думаем, причине совершаются кем-либо (известные) дела, чтобы исполнились Писания, но Дух, предведая будущее, изрек то, что будет, для того, чтобы, когда этому случится быть, имея это предсказание ручательством веры, твердо уже познавали, о чем это написано. Но так как у нас было об этом большое рассуждение в другой книге, вдаваться снова в длинные разъяснения этого считаем уже излишним. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга IX.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою** Сколько тяжких мыслей, какой глубокий ужас внушает нам вероломство Иуды! Но тот, кто осмеливается недостойно причащаться, возобновляет это безмерное преступление. И несмотря на то, Господь щадит его. Почему же Бог так долготерпелив? — Потому, что Он вечен, отвечает Блаж. Августин. //**Избранные места из Священной Истории**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою** См. Толкование на [[new:in:13:17#blazh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 13:17]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Не о всех вас глаголю** именно – //аще творите...// Это Иисус Христос говорил об Иуде, который не исполнил не только этой, но и вообще никакой другой заповеди, так как уже задумал предательство. **Аз (бо) вем, ихже избрах** Как Бог, Я знаю, кто из избранных Мною, сделает это [[new:in:13:17|(ст. 17)]], и кто не сделает. И прежде Иисус Христос сказал:// вы чисти есте, но не вси//, и при других обстоятельствах Он часто говорил многое в этом же роде, чтобы показать, что Он знает предателя, чтобы подействовать на его совесть и вызвать на раскаяние и исправление; но ничто на него не подействовало. А зачем Иисус Христос избрал в число Своих учеников и предателя, об этом сказано при изъяснении следующего места из Евангелия от Марка [[new:mk:03:13|(3, 13)]]: //и взыде на гору и призва, ихже хотяше Сам.// **Но да Писание сбудется: ядый (τρωγων) со Мною хлеб, воздвиже на Мя пяту свою** И здесь выражение с союзом //ινα (да)// указывает только на то, что должно случиться в будущем. Иисус Христос как бы так говорит: но это Я говорю относительно предателя, так как должно исполниться Давидово Писание, которое говорит: //ядый (εσιων) хлебы Моя, возвеличи на Мя запинание// [[old:ps:040:10|(Пс. 40, 10)]]. Так перевели это место с еврейского семьдесят толковников; но Иисус Христос, несколько объясняя его, выражает другими, но совершенно однозначными, словами: //ο εσιων// значит то же, что и ο //τρωγων (ядущий)//, //возвеличи (εμεγαλυνε)// значит то же, что и //воздвиже (επηρε)//, а остальные слова одинаковы. Итак, Иисус Христос говорит об Иуде: //ядущий у Меня//, участвующий в общей со Мною трапезе, нисколько не стыдясь этого, в//озвеличи и воздвиже//, т.е. укрепил и поднял на Меня //пяту и запинание//, т.е. коварство и злоумышление, так как уже сговорился с врагами Моими. Те, которые хотели опрокинуть бегущих, обыкновенно приводили свой злой умысел в исполнение при помощи пяты, или ноги; поэтому и здесь //запинание и пята// значит злоумышление и коварство. ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 18-19 **Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою. Теперь сказываю вам, прежде нежели то сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я** С грустью опять Христос замечает, что не все Его ученики могут назваться «//блаженными//». //«Я знаю, которых избрал»//, – прибавляет Христос. Ученики еще не знают, что среди них есть предатель, а Христос уже давно это знает. Но, подчиняясь воле Отца, выраженной в Священном Писании, Он не принял никаких мер к удалению предателя из среды окружавших Его апостолов. Псалом 40, из которого здесь приводится один стих [[old:ps:040:10|(Пс.40:10)]], понимается евангелистом, несомненно, как псалом пророчественный, предрекающий тяжкую участь Мессии. //«Поднял на Меня пяту свою»,// т. е., притворяясь Моим другом, хотел раздавить Меня, когда Я лежал на земле. Некоторые же видят здесь сравнение с конем, который неожиданно бьет копытами стоящего сзади него хозяина или работника, поставленного ходить за конем. Пусть же апостолы знают, что предательство не застигло Христа неожиданно! //«Что это Я»//. Господь говорит о Себе как о всеведущем Иегове. См. комментарии к [[new:in:08:24|Ин.8:24.]] [<10>]