[<10>] ====== Толкования на Ин. 14:8 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 8-9 **Глагола Ему Филипп: Господи, покажи нам Отца, и довлеет нам. Глагола ему Иисус: толико время с вами Есмь, и не познал еси Мене, Филиппе; видевый Мене виде Отца: и како ты глаголеши: покажи нам Отца** На слова Филиппа: **покажи нам Отца** Твоего, Христос отвечал: **толико время с вами есмь, и не познал еси Мене, Филиппе?** И однако ж, есть люди, которые и после этих слов отделяют Сына от Отца. Между тем какой искать еще близости, больше этой? Ведь некоторые, вследствие этого изречения, впали даже в недуг Савелия. Но оставим и тех и других, как людей, держащихся совершенно противоположных, но равно нечестивых мыслей, и рассмотрим подлинный смысл сказанных слов. **Толико время с вами есмь**, говорит, **и не познал еси Мене, Филиппе?** Что ж? Разве Ты Отец, Которого я ищу? Нет, говорит. Потому-то Он и не сказал: не познал Его, – но: **не познал еси Мене**, – показывая тем именно то, что Сын есть не иное что, а то же, что Отец, хотя и пребывает Сыном. Но что же привело Филиппа к таким словам? То, что Христос сказал: //аще Мя бысте знали, и Отца Моего знали бысте убо// [[new:in:14:07|(14, 7)]], как не раз Он говорил это и иудеям. А так как у Него часто спрашивал уже Петр, спрашивали и иудеи: кто есть Отец? – спрашивал также и Фома, и между тем никто ничего ясного не узнал, но все оставалось еще неизвестным, то Филипп, чтобы не показаться докучливым и беспокоящим Его, подобно иудеям, – сказав: **покажи нам Отца** Твоего, присовокупил: **и довлеет нам**, то есть мы ничего более не имеем. Христос сказал: //аще Мя бысте знали, и Отца Моего знали бысте убо//, и чрез Себя показывал Отца; но Филипп переменяет этот порядок и говорит: **покажи Отца**, – как будто бы уже в точности познал Самого Христа. Но Христос не удовлетворяет его желания, а поставляет его на путь и убеждает познавать Отца чрез Себя. Филипп хотел видеть Отца этими телесными очами, быть может, потому, что слышал о Пророках, что они видели Бога. Но ведь то, Филипп, было говорено приспособительно к нашей немощи. Потому-то Христос сказал: //Бога никтоже виде нигдеже// [[new:in:01:18|(1, 18)]], и еще: //всяк слышавый от Отца и навык, приидет ко Мне// [[new:in:06:45|(6, 45)]]. //Ни гласа Его нигдеже слышасте, ни видения Его видесте// [[new:in:05:37|(5, 37)]]. И в Ветхом Завете сказано: //не бо узрит человек лице Мое, и жив будет// [[old:ish:33:20|(Исх. 33, 20)]]. Что же Христос? Сильно упрекает его: **толико время с вами есмь, и не познал еси Мене, Филиппе?** И не сказал: не видел Меня, но: **не познал еси Мене.** Но ведь я, мог сказать Филипп, не Тебя хочу познать; я желаю теперь увидеть Твоего Отца, а Ты мне говоришь: **не познал еси Мене**? Какая тут связь? Весьма близкая. Так как, пребывая Сыном, Он есть то же, что и Отец, то Он справедливо в Себе Самом показывает Отца. Потом Он разделяет ипостаси, говоря: **видевый Мене виде Отца**, чтобы кто-нибудь не сказал, что Он – вместе и Отец, и Сын. Если бы Он был Отец, то не сказал бы: кто видел Меня, тот видел и Его. Почему же Он не сказал Филиппу: ты требуешь невозможного, того, что несообразно с человеческою природою, что одному только Мне возможно? Так как Филипп сказал: **довлеет нам**, как будто бы уже познал (Христа), то Христос показывает, что он и Его не видел; иначе, если бы он мог видеть Его, то увидел бы и Отца. Потому и сказал: **видевый Мене виде Отца**, – кто видел Меня, тот увидит и Его. А это значит вот что: ни Меня, ни Его видеть невозможно. Филипп хотел познать чрез зрение, и так как думал, что уже видел Христа, и хотел таким же образом увидеть и Отца, то Христос показывает, что он не видел и Его. Если бы кто под видением стал разуметь познание, то я и тому не буду противоречить, потому что, кто познал Меня, говорит Христос, тот познал Отца. Но Он не сказал так, а, желая представить единосущие, сказал: кто познал Мое существо, тот знает и существо Отца. Каким же это образом, скажешь? Ведь и тот, кто познал тварь, знает уже и Бога. Нет, тварь знают и видят все, а Бога знают не все. Но посмотрим, что хочет видеть Филипп: премудрость ли Отца, или благость Его? Нет; он хочет видеть именно то, что есть Бог, – самое существо. Вот на это и отвечает Христос: **видевый Мене**. А кто видит тварь, тот еще не видит существа Божия. Если кто видел Меня, говорит Христос, тот видел и Отца Моего. А если бы Он был иного существа, то не сказал бы так. Употреблю и более простой образ речи: не зная золота, никто не может увидеть сущности золота в серебре, так как естество одного не обнаруживается чрез естество другого. Потому-то Христос справедливо сделал упрек Филиппу, сказав: **толико время с вами есмь**. Ты пользовался столько времени учением, ты видел чудеса, совершенные со властию, видел, что свойственно Божеству и что творит один только Отец, как то: отпущение грехов, обнаружение сокровенных тайн, изгнание смерти, создание из земли, **и не познал еси Мене?** Так как Он облечен был плотию, то и сказал: **не познал еси Мене**. Если ты видел Отца, – не домогайся видеть больше того, потому что в Нем ты видел и Меня. Если видел Меня, не любопытствуй больше ни о чем, потому что во Мне ты познал и Его. ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 8-9 **Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца: как же ты говоришь: покажи нам Отца** Филипп думал, что он хорошо знает Христа, но не знает Отца. Посему и сказал: //"покажи нам Отца, и довольно для нас"//. Ибо сколь много ни говори нам, что если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего, но мы не сможем таким образом познать Отца. А Ты покажи Его нам, телесным глазам нашим. Филипп слышал, что пророки видели Бога, и сам пожелал видеть Его так же телесно, не зная, что видения пророков были снисхождением. Итак, научая Филиппа, что Бога нельзя видеть телесно, Христос говорит: //"столько времени Я с вами, и ты еще не познал Меня, Филипп?"// Смотри. Не сказал: не //"видел"// ты, но не //"познал//", для того, чтобы отвести Филиппа от земного помысла, от желания видеть Отца телесно. Ибо о Боге говорится - знать, а не телесно видеть. Потом прибавляет: //"видевший Меня видел Отца"//. Слова имеют такой смысл: Филипп! ты желаешь видеть Отца телесным глазом и думаешь, что Меня ты уже видел. А Я тебе говорю, что если бы ты видел Меня, то видел бы и Его. А как Его ты ныне не видел, то не видел и Меня, как должно смотреть на Меня: ты видел Меня телесно, так как Я имею и тело, но Божественного существа ты не видел; посему ты не можешь видеть телесно и существа Отца. Ни Меня, ни Отца невозможно видеть телесно. Ибо видевший Меня видел и Отца. Впрочем, многие думают, что видят Меня, а Отца не видят. Посему Меня они видят не по Божескому естеству, но по человеческому. Можешь и яснее понимать так: Я единосущен Отцу. Итак, кто Меня видел, то есть познал, тот познал Отца. Ибо, когда одно существо и естество, тогда одно и познание. Да постыдится Арий, слыша, что видевший //"Сына"//, то есть познавший Божество Сына, познал //"Отца"//, то есть Божество Отца. Да постыдится и Савеллий, который говорит: одно существо и одно лицо Отца и Сына. Ибо вот Господь различает Ипостаси, и иное Лицо показывает в Отце и иное в Сыне. Ибо в словах:// "видевший Меня"// указывает на Свое лицо, потом в словах:// "видел Отца"// - на другое Лицо. Если же бы Он и Отец был одно Лицо, то ничего такового Он не сказал бы, но на просьбу Филиппа - //"покажи нам Отца"//, ответил бы, что у Меня нет Отца, но Я есмь Отец и Сын. И было бы крайне неразумно слышать, как Сын говорит: //"иду к Отцу Моему"// и: //"Я в Отце"//, и многое тому подобное, и не понимать, что иное Лицо Сына и иное Отца, не сливать их. Посему-то Господь упрекает этого ученика, что он столько времени следует за Ним, видел знамения и дела Божества, но еще не познал Его, как Бога, чтобы чрез Него познать и Отца. Ныне же, говорит, из того, что ты желаешь видеть Отца телесно, открывается, что ты не веруешь ни тому, что Я - Бог, ни тому, что Он - Бог. ===== Евфимий Зигабен ===== **Глагола Ему Филипп: Господи, покажи нам Отца, и довлеет нам** и довольно для нас, так как мы уже знаем Тебя. Поскольку Филипп хотел узнать Бога Отца, то Иисус Христос показывает ему, что он уже узнал Его. ===== Лопухин А.П. ===== **Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас** Апостол Филипп был человек довольно нерешительный и склонный руководствоваться чужими мнениями [[new:in:06:07|(Ин.6:7,]] [[new:in:12:22|12:22)]]. Он как бы постоянно искал для себя опоры вовне. Этим свойством его характера и можно объяснить то, что он просит Христа «//показать//» ему и другим апостолам «//Отца//», т. е. просит такого же Богоявления, какого, например, удостоился на горе Моисей [[old:ish:33:18|(Исх.33:18)]]. Тогда они будут совершенно спокойны за участь Христа. [<10>]