[<10>] ====== Толкования на Ин. 14:9 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Глагола ему Иисус: толико время с вами Есмь, и не познал еси Мене, Филиппе; видевый Мене виде Отца: и како ты глаголеши: покажи нам Отца** См. Толкование на [[new:in:14:08#svt_ioann_zlatoust|Ин. 14:8]] **//Беседы на Евангелие от Иоанна.//** ---- Ответ идет в разрез с вопросом. Ведь не о Тебе я спрашивал? Я сказал: //покажи нам Отца//, а Он говорит: **столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп**. Если неподобен (Сын Отцу), то, как в неподобном обнаруживается Отец? Как в малом усматривается великий? Как чрез более слабого (познается) высший по достоинству? Как чрез служителя Творец? **Столько времени Я с вами**. Не сказал: с вами есть Отец, но: **Я**. Значит, когда я присутствую, то и Отец. **Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп**. Хорошо сказано: **и ты не знаешь Меня**. Тот говорит: //покажи//, а Спаситель отвечает: **и ты не знаешь Меня**, желая показать, что Бог постигается не виде­нием, а разумением. **//Слово на слова Авраама, гласящие: положи руку твою под стегно мое.//** ===== Свт. Кирилл Иерусалимский ===== **Глагола ему Иисус: толико время с вами Есмь, и не познал еси Мене, Филиппе; видевый Мене виде Отца: и како ты глаголеши: покажи нам Отца** **«Видевый»** Сына **«виде Отца»**, ибо Сын во всем подобен Родившему, быв рожден жизнью от жизни, светом от света, силою от силы, Богом от Бога. Свойства Божественные в Сыне нимало не различны. Потому удостоившийся зреть Божество Сына наслаждается зрением Родившего. Это не мои слова, но слова Единородного Сына: **«толико время с вами есмь, и не познал еси Мене, Филиппе? Видевый Мене, виде Отца»**. Короче сказать, мы не должны ни разделять их, ни делать смешения. Не говори, будто Сын когда-либо был отчужден от Отца, и не слушай тех, которые говорят об Отце, будто Он в одно время Отец, а в другое Сын. Таковое учение есть учение чуждое, нечестивое и не есть учение Церкви. Отец, Родивший Сына, пребыл Отцом и не изменился. Он родил премудрость, но Сам не остался без премудрости; родил силу, но не изнемог; родил Бога, но Сам не лишился Божества, и ничего не потерял, не умалился, не изменился, равно и Рожденный не имеет никакого недостатка. Совершен Родивший, совершенно Рожденное. Родивший Бог, Бог и Рожденный. Он Бог всего, впрочем Отца почитает Своим Богом. Ибо не устыдился сказать: //«восхожду ко Отцу Моему, и Отцy вашему: и Богу Моему и Богу вашему»// [[new:in:20:17|(Ин. 20, 17)]]. **//Поучения огласительные. Поучение 11.//** ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца** До тех пор, пока в речении Священного Писания мы видим Слово Божие, воплотившееся посредством различных иносказаний, мы еще не различаем [своим] духовным оком нетелесного, простого, единственного и единого Отца в нетелесном, простом, единственном и едином Сыне, согласно написанному: **Видевший Меня видел Отца** и **Я в Отце, и Отец во Мне**. И требуется великое искусство, чтобы, проникнув прежде под покровы речений, окружающих Слово, затем зрить нагим умом Его [Самого], существующего в чистоте Собственного Бытия, когда Слово ясно являет Отца в Самом Себе, насколько это доступно восприятию людей. А поэтому необходимо, чтобы благочестиво взыскующий Бога не препобеждался никаким речением, дабы не воспринять ему то, что окрест Слова, вместо [Самого] Слова; то есть дабы не возлюбить ненадежной любовью [буквальные] речения Писания вместо [Самого] Слова [Божия] и чтобы, избегая умом это Слово, не считать, будто Оно находится во власти покровов [Своих], наподобие той египтянки, которая вместо Иосифа завладела одеждами его [[old:gen:39:12|(Быт. 39:12)]]. Или: [чтобы не уподобиться] ветхим людям, которые, завороженные одним только благолепием зримого, не заметили, что они служат твари вместо Творца [[new:rim:01:25|(Рим. 1:25)]]. //**Главы о богословии.**// ===== Прп. Нил Синайский ===== **Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца** **«Видевый Мене, виде Отца»** [[new:in:14:09|(Ин. 14:9)]]. То есть, кто сподобился уразуметь Мое Божество, о том явно, что познал он и Божество Отца, потому что единое Божество и единая слава Отца и Сына. //«Аз и Отец едино есма»// [[new:in:10:30|(Ин. 10:30)]]. **//Письма на разные темы. Чтецу Аттику.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца** См. Толкование на [[new:in:14:08#blzh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 14:8]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Глагола ему Иисус: толико время с вами есмь, и не познал еси Мене, Филиппе ** Эти слова нужно читать вопросительно. //Толико время с вами есмь//, совершая богоприличные знамения, – и неужели на основании этих знамений ты не узнал, Кто Я по Своему достоинству и силе? Что Я – всемогущий Бог? Конечно, ты узнал это; а если узнал Меня, то узнал и Отца, потому что Я – образ Отца, ни в чем не отличный от Него. **Видевый Мене виде Отца** Кто узнал Мое достоинство и силу, тот узнал достоинство и силу Отца, потому что Мы совершенно подобны и познаемся один через другого. **И како ты глаголеши: покажи нам Отца** Зачем ты хочешь узнать Того, Кого уже знаешь? Понимают и иначе эти слова, именно – что Филипп хотел видеть Бога Отца чувственными глазами, потому, может быть, что он слышал, что Бог многим пророкам являлся часто в человеческом образе. При этом он прибавил: //и довлеет нам//, так как Самого Сына он уже видел и знал. А Иисус Христос показывает Филиппу, что и Самого Сына он не видел и не узнал, в Его Божественной природе. Он говорит: //толико время с вами есмь, и не познал еси Мене, Филиппе,// потому что Божественная природа невидима и непознаваема (//видевый Мене виде Отца//, а не могущий видеть Меня, не может видеть и Бога Отца; как же ты говоришь: //покажи нам Отца//, когда ты не видишь и не знаешь Меня, хотя и думаешь, что ты видел и узнал Меня?). ===== Лопухин А.П. ===== **Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца** С горестным чувством Господь вразумляет Своего ученика. Kто духом своим созерцает Отца в Сыне, для того бесполезно какое-нибудь внешнее Богоявление (ср. [[new:in:01:18|Ин.1:18]]). Если бы Филипп знал Иисуса, то понял бы, что видеть Его – все равно, что видеть Отца. [<10>]