[<10>] ====== Толкования на Ин. 14:10 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Не веруеши ли, яко Аз во Отце, и Отец во Мне есть; глаголы, яже Аз глаголю вам, о Себе не глаголю: Отец же во Мне пребываяй, Той творит дела** **Не веруеши ли, яко Аз во Отце?** – то есть являюсь в Его существе. **Глаголы, яже Аз глаголю, о Себе не глаголю** [[new:in:14:10|(14, 10)]]. Видишь, какая чрезвычайная близость и какое доказательство единства существа? **Отец же во Мне пребываяй, Той творит дела** [[new:in:14:10|(ст. 10)]]. Почему, начавши речь о словах, Он перешел к делам? Ему следовало бы сказать: Той глаголет глаголы. Это потому, что Он здесь говорит о двух предметах, об учении и чудесах, или же потому, что и слова Его были делами. Как же Той творит? В другом месте Он говорит: //аще не творю дела Отца Моего, не имите Ми веры// [[new:in:10:37|(10, 37)]]. Как же здесь говорит, что Отец творит? Этим Он показывает именно то, что между Отцом и Сыном нет ничего посредствующего. Слова его значат вот что: не иначе творил бы Отец, чем как творю Я. А в другом месте Он, действительно, представляет делающим и Себя Самого, и Отца, говоря: //Отец Мой доселе делает, и Аз делаю// [[new:in:05:17|(5, 17)]]. Там Он показывает безразличие, а здесь – тожество дел. Если же слова Его с первого взгляда представляются уничиженными, то ты не удивляйся этому. Он наперед сказал: не веруеши ли, и потом уже произнес те слова, показывая, что Он построил так речь для того, чтобы привести Филиппа к вере. Ведь Он проникал в сердца учеников. **//Беседы на Евангелие от Иоанна.//** ---- **Не веришь, что Я в Отце?** Опять: **Я**, и тогда уже Отец. **Я в Отце и Отец во Мне**. Как же ты говоришь, //покажи нам Отца//, вместо того, чтобы сказать: как же ты ожидал увидеть другого? **Я в Отце и Отец во Мне**. Сын познается в Отце, и Отец в Сыне. Как же ты говоришь, //покажи нам//, как бы желая видеть другого — помимо Меня — Отца? **Я в Отце и Отец во Мне**, не в силу смешения природы и не так, как будто сосуд вложен в сосуд. Не сочетание телесное разумеет Он, но мысленное созерцание. **Я в Отце**, потому что отец без сына не познается, **и Отец во Мне**, потому что сын без отца не является: точно так ум познается в слове и слово в уме. Откуда могу я узнать твою мысль, если не из того, что ты говоришь? Твое слово служит обнаружением твоего ума, а твой ум со своей стороны является истолкователем твоего слова. Нельзя познать слова, не уразумевши мысли, ни усвоить мысли, когда слово остается неизъясненным. Поэтому евангелист и говорит: //в начале было Слово// [[new:in:01:01|(Ин.1:1)]], чтобы показать Его бесстрастное рож­дение. Именно чем слово является по отношению к уму, тем Единородный Бог — Слово является к Своему Отцу. **//Слово на слова Авраама, гласящие: положи руку твою под стегно мое.//** ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 10-11 **Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам** Сын в Отце, так как является в Его существе, и опять Отец в существе Сына, подобно как царь является в образе своем, и образ в царе. Ибо одни черты у образа и у царя. А что Мое и Отчее существо одно, это ясно. Ибо //"слова, которые говорю Я, говорю не от Себя"//, то есть говорю их не иначе, но как сказал бы Отец, так и Я говорю; потому что Я не имею у Себя ничего особенного, отдельного от Отца, но все общее; ибо одно существо, хотя лица разные. Но Отцу принадлежат не только слова, которые говорю Я, но и дела, дела Божественные. Если же дела - Божии, а Отец и Я - Бог: следовательно, дела - одного Существа, так что если Я делаю, Отец делает, если Отец делает, Я делаю.// "Верьте, что Я в Отце, и Отец во Мне"//, то есть вам, которые слышите об Отце и Сыне, не следует искать никакого другого доказательства на Их сродство по существу. Если же этого вам недостаточно для доказательства единосущия и единочестия, и того, что Отец является в Моем существе и Я в существе Отца, то, по крайней мере, по делам верьте Мне: ибо дела - Божии. ===== Евфимий Зигабен ===== **Не веруеши ли, яко Аз во Отце, и Отец во Мне есть** потому что Мы познаемся один через другого, как совершенно подобные. Найди в десятой главе изречение: //да разумеете и веруете, яко во Мне Отец, и Аз в Нем// [[new:in:10:38|(Ин. 10, 38)]] и прочитай объяснение его. **Глаголы, яже Аз глаголю вам, о Себе не глаголю ** говорю не от Себя, потому что все Мое – Его и все Его – Мое: все Мы имеем общее и равное. Сказав об учении, затем говорит Иисус Христос и о делах. **Отец же во Мне пребываяй, Той творит дела** В конце вышеупомянутой главы написано, что Иисус Христос сказал: //аще не творю дела Отца Моего, не имите Ми веры// [[new:in:10:37|(10, 37)]], а здесь Он говорит, что «Отец творит те дела, которые Я творю». И там, и здесь Он выразил одну и ту же мысль, именно – что Бог Отец и Бог Сын имеют одно и то же могущество и волю. Итак, Отец говорит через Сына, как через Свое Слово, а творит через Сына, как через Свою силу. Слова –// во Мне пребываяй// – значат то же, что – неотделимый от Меня или – во Мне отобразившийся. ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне** См. Толкование на [[new:in:14:09#prp_maksim_ispovednik|Ин. 14:9]] ===== Лопухин А.П. ===== **Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела** Христос, говоря, что видевший Его видел Отца, конечно, понимал под видением веру. «//Видеть//» Отца во Христе – все равно что «//верить//» в то, что Сын пребывает в Отце, действует в Его имя и что Отец самым реальным образом пребывает в Сыне, сообщая Ему Свое могущество. Таким образом, Отца видят только верою, ни один смертный обычным образом Бога не видел. Только один Единородный Сын Божий поведал нам об Отце [[new:in:01:18|(Ин.1:18)]]. Поэтому вопрос Господа Филиппу (разве ты не веришь?) содержит призыв к вере. А призыв этот Господь основывает на том же, что указывал прежде иудеям [[new:in:05:19|(Ин.5:19,]] [[new:in:07:16|7:16,]] [[new:in:08:23|8:23,]] [[new:in:08:38|38)]], именно на том, что Его учение и дела – все происходит от Отца, за Ним во всей Его деятельности стоит невидимый Отец [[new:in:07:17|(Ин.7:17]], [[new:in:08:28|8:28)]]. «//Дела Мои»//, т. е. все чудеса, которые Я совершаю. [<10>]