[<10>] ====== Толкования на Ин. 14:26 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Утешитель же, Дух Святый, Егоже послет Отец во имя Мое, Той вы научит всему и воспомянет вам вся, яже рех вам** См. Толкование на [[new:in:14:25#svt_ioann_zlatoust|Ин. 14:25]] ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== С древними беседовал Бог не через письмена, но самолично, находя в них сердце чистое и способное к научению и без посредника. И сие явствует из того, что не через письмена беседовал Он и с Ноем, и с Авраамом, и с достославными его потомками, один из которых стал первоверховным, сокрушил всю силу диавола, и стрелы его истребил, и колчан сделал пустым, — разумею приснопамятного Иова. Но когда жалкий народ иудейский снисшел в самую глубину порока, тогда уже необходимыми были признаны письмена и напоминание закона посредством них. А если думаешь, что так было только в Ветхом Завете, в Новом же этого нет, то скажу, что гораздо еще более видно это в Новом Завете. Ибо и богомудрым Апостолам не что–либо письменное дано, но вместо этого обетована благодать Святого Духа. Ибо сказано: **Той воспомянет вам вся**. Если же думаешь, что писанные законы важнее неписанных, то послушай, что говорит Сам Царь: //завещаю им завет нов, дая законы Моя в мысли их, и на сердцах их напишу я// ([[old:ier:31:31|Иер.31:31]]-33). //И будут вси научени Богом// [[new:in:06:45|(Ин.6:45)]]. Почему и Ап. Павел, утверждая, что нам вверено нечто большее, нежели Моисею, сказал, что мы приняли закон, не на //скрижалех каменных// написанный, но //на скрижалех сердца плотяных// напечатленный [[new:2kor:03:03|(2 Кор.3:3)]]. Кто пренебрегает им, тот будет не камнями побит, по Закону Ветхому, но предан жесточайшему мучению. Но поскольку время стремится и бежит, подобно быстрому коню, и одни преткнулись в догматах; а другие — в жизни, то опять стало необходимо нужным исправление через письмена. По причине нарушения законов неписанных Соблаговоливший всеми способами возводить послушных к добродетели по справедливости обратился к законам писанным. Посему, надлежит нам помыслить, какова наша вина, когда мы, обязанные жить в такой чистоте, чтобы не иметь нужды в письменах, но вместо книг Божественному Духу вверять свои души, утратили эту честь и довели себя до потребности в письменах, и этим вторым пособием опять не пользуемся как должно. Ибо если и это уже вина — иметь нужду в письменах и научения Святым Духом не привлекать чистою жизнью, то справедливость требует принять в рассмотрение, как велико это зло — при такой великой помощи (ибо сказано: //закон в помощь даде// [[old:is:08:20|(Ис.8:20)]]) не желать сим воспользоваться, но оставлять письмена без внимания, как предлагаемые напрасно и тщетно, и тем призывать на себя большее наказание. //**Письма. Книга II.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам** См. Толкование на [[new:in:14:25#blazh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 14:25]] ===== Евфимий Зигабен ===== ** Утешитель же, Дух Святый, Егоже послет Отец во имя Мое, Той вы научит всему** относительно чего у вас есть еще недоумение. //Во имя Мое// – значит здесь: вместо Меня. Так как Иисус Христос, по исполнении Божественного Домостроительства взошел к Отцу, то вместо Него снизошел Дух Святой, чтобы мы не были лишены Утешителя, – как говорит Григорий Богослов. Но почему Сам Иисус Христос не научил тогда учеников тому, относительно чего у них было недоумение? Потому что тогда они не могли понимать более высокого учения, – как Он Сам скажет об этом впереди. **И воспомянет вам вся, яже рех вам** в более совершенном виде, потому что вы тогда будете совершеннее. Вероятно также, ученики кое-что уже и забыли. ===== Лопухин А.П. ===== **Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам** См. Толкование на [[new:in:14:25#lopuxin_ap|Ин. 14:25]] [<10>]