[<10>] ====== Толкования на Ин. 16:12 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 12-15 **Еще много имам глаголати вам, но не можете носити ныне: егда же приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину: не от Себе бо глаголати имать, но елика аще услышит, глаголати имать, и грядущая возвестит вам: Он Мя прославит, яко от Моего приимет и возвестит вам. Вся, елика имать Отец, Моя суть: сего ради рех, яко от Моего приимет и возвестит вам** **Еще много имам глаголати вам, но не можете носити ныне** [[new:in:16:12|(ст. 12)]]. Значит, лучше Мне отойти, если вы в состоянии будете разуметь тогда, когда Я отойду. Что же? Разве Дух больше Тебя, что теперь мы не можем уразуметь, а Он даст нам возможность уразуметь? Ужели Его действие сильнее и совершеннее? Нет; и Он будет говорить Мое. Поэтому и прибавляет: **не от Себе глаголати имать, но елика аще услышит, глаголати имать, и грядущая возвестит вам. Он Мя прославит, яко от Моего приимет и возвестит вам. Вся, елика имать Отец, Моя суть** [[new:in:16:13|(ст. 13–15)]]. Так как Он сказал, что Дух вас научит и воспомянет, и утешит вас в скорбях, – чего Сам Он не сделал, – и что лучше Мне отойти, а Ему прийти, что теперь вы не можете разуметь, а тогда будете иметь эту возможность, и что Он наставит на всякую истину, – то, чтобы, слыша это, они не подумали, что Дух больше, и не впали в крайнюю глубину нечестия, Он говорит: **от Моего приимет**, то есть что говорил Я, то и Он будет говорить. А словами: ничего не будет от Себя – дает разуметь, что Дух не будет говорить ничего противного, ничего отличного сравнительно с Моим. Следовательно, как, говоря о Самом Себе: //от Себе не глаголю// [[new:in:14:10|(14, 10)]], разумеет то, что Он не говорит ничего, не принадлежащего Отцу, ничего такого, что было бы отлично и чуждо, так точно и о Духе. А выражение: **от Моего** значит: из того, что Я знаю, от Моего знания. Одно знание у Меня и у Духа. **И грядущая возвестит вам.** Этим Он ободрил их души, так как ни к чему столько не склонен человеческий род, как к знанию будущего. Об этом они постоянно спрашивали Его: //камо идеши?// Какой это путь? Итак, чтобы избавить их и от этой заботы, Он говорит, что предвозвестит вам все, чтобы ничто не постигло вас нечаянно. **Он Мя прославит.** Чем? Тем, что во имя Мое совершит знамения. И так как ученики, по пришествии Духа, имели совершить большие чудеса, – то, чтобы опять выставить равночестие (с Духом), Христос говорит: **Он Мя прославит.** Но о какой говорит Он всякой истине, когда свидетельствует, что **наставит нас на всяку истину** [[new:in:16:13|(ст. 13)]]? Сам (Христос) часто не говорил о Себе ничего великого и явно не отступал от закона, и потому что был облечен плотию, и для того, чтобы не подумали, что Он говорит Сам о Себе, и потому, что Апостолы еще не ясно знали о Его воскресении и были еще несовершенны, а также и по причине иудеев, чтобы не дать им повода думать, будто они наказывают Его как законопреступника. Когда же впоследствии ученики отделились от иудеев и иудеи были уже отвергнуты, когда многие имели уверовать и получить отпущение грехов, когда уже другие говорили о Нем, а не Сам Он о Себе, – тогда справедливо было сказано великое. Не Моему, значит, неведению, говорит (Христос), надобно приписать то, что Я не сказал всего, что следовало сказать, но – немощи слушателей. Поэтому, сказав: **наставит на всяку истину**, прибавил: **не от Себе глаголати имать.** А что Дух не нуждается в научении, послушай, что говорит Павел: //такожде и Божия никтоже весть, точию Дух Божий// [[new:1kor:02:11|(1 Кор. 2, 11)]]. Следовательно, как дух человека знает не по научению от другого, так и Дух Святой. **От Моего приимет**, то есть будет говорить согласно с Моим (словом). **Вся, елика имать Отец, Моя суть.** Если же Отчее – Мое, а Дух будет говорить от принадлежащего Отцу, то, значит, Он будет говорить от Моего. Но почему же не пришел прежде отшествия Христова? А потому, что тогда проклятие не было еще уничтожено, грех не был еще истреблен, все еще были повинны наказанию; поэтому Он и не пришел. Надобно, говорит Христос, чтобы наперед вражда была уничтожена и вы примирились с Богом, и тогда уже получили тот дар. Но почему говорит: //послю Его// [[new:in:16:07|(ст. 7)]]? Это значит: предуготовлю вас к принятию Его. Разве же возможно посылать Того, Кто вездесущ? С другой стороны, Он этим показывает и различие ипостасей. Все же это говорит так по следующей причине: так как ученикам тяжело было разлучиться с Ним, то этим Он убеждает их и держаться Духа, и чтить Его. Он мог, конечно, и Сам делать то же (что Дух); но предоставляет Ему творить чудеса, чтобы они познали Его достоинство. Как Отец мог создать все существующее, и, однако ж, творит Сын, чтобы мы познали Его могущество, так точно и здесь. Для того Сын и воплотился, чтобы предоставить действие Духу и чрез то заградить уста тем, которые доказательство неизреченного человеколюбия обращают в повод к нечестию. В самом деле, они говорят, будто Сын потому воплотился, что Он ниже Отца; но мы ответим им: что же вы скажете о Духе? Ведь Он не принял плоти, и, однако же, вы не говорите на этом основании, что Он больше Сына или что Сын ниже Его. Потому-то и при крещении воспоминается Троица. Хотя и Отец все может сделать, и Сын, и Святой Дух, но так как об Отце никто не сомневается, сомнение же было о Сыне и Духе Святом, то и принята (Троица) в тайнодействии, чтобы, по общению в подаянии тех неизреченных благ, мы познали и общение в достоинстве. А что Сын и Сам по Себе может то, что совершает с Отцом в крещении, равно как и Дух Святой, – послушай, как ясно об этом сказано. Так, (Христос) говорил иудеям: //да увесте, яко власть имать Сын Человеческий на земли отпущати грехи// [[new:mk:02:10|(Мк. 2, 10)]]; и опять: //да сынове света будете// [[new:in:12:36|(Ин. 12, 36)]]; и: //Аз живот вечный дам им// [[new:in:10:28|(10, 28)]]; и потом еще: //да живот, говорит, имут и лишше имут// [[new:in:10:10|(10, 10)]]. Посмотрим теперь, как то же самое совершает и Дух. Где это можно видеть? //Комуждо же//, говорит, //дается явление Духа на пользу// [[new:1kor:12:07|(1 Кор. 12, 7)]]. А Кто дарует это, Тот тем более отпускает и грехи. И опять: //Дух есть, иже оживляет// [[new:in:06:63|(Ин. 6, 63)]]; и: //оживотворит живущим Духом его в вас// [[new:rim:08:11|(Рим. 8, 11)]]; и: //Дух живет правды ради// [[new:rim:08:10|(8, 10)]]; и еще: //если же Духом водитесь, несте под законом. Не приясте бо духа работы в боязнь, но приясте Духа сыноположения// [[new:rim:08:15|(8, 15)]]. Да и все чудеса, какие тогда творили (Апостолы), творили по действию пришествия Духа. И в Послании к Коринфянам Павел говорил: //но омыстеся, но освятистеся именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего// [[new:1kor:06:11|(1 Кор. 6, 11)]]. Итак, поелику об Отце многое слышали, а Сына видели многое совершающим, о Духе же ничего ясно не знали, то (Дух Святой) творит чудеса и вводит совершенное знание. Но, чтобы на этом основании они не стали считать Его, как я и прежде сказал, большим, – говорит: **елика аще услышит, глаголати имать, и грядущая возвестит** [[new:in:16:13|(Ин. 16, 13)]]. Если же это не так, то не должны ли вы будете допустить нелепости, будто только тогда должен был услышать, и ради учеников? Ведь, по вашему мнению, Он и тогда должен был получить знание только ради слушателей. А что может быть беззаконнее таких слов? С другой стороны, что бы Он мог и услышать? Не все ли это Он сказал уже чрез Пророков? Если Он должен был учить об упразднении закона, – это уже было сказано. Если о Христе, о Его Божестве и Домостроительстве спасения, – и это уже сказано. О чем же еще, и с большею ясностию, Он должен был сказать впоследствии? **И грядущая возвестит.** Этим в особенности показывает Его достоинство, так как предсказывать будущее преимущественно свойственно Богу. А если бы и это узнавал от других, то не имел бы ничего более в сравнении с Пророками. Но здесь обнаруживает совершенное знание, какое свойственно Богу, так как невозможно, чтобы Он говорил что-нибудь иное. Выражение же: **от Моего приимет** значит: или от дарования, которое привзошло в плоть Мою, или от знания, которое и Я имею, – но не потому, чтобы Он нуждался или научался от другого, а потому, что знание одно и то же. Почему же сказал так, а не иначе? Потому, что (Апостолы) еще не знали учения о Духе. Поэтому Он заботится только об одном, чтобы они уверовали в Него и приняли Его, и не соблазнялись. Так как Он сказал: //един есть ваш Учитель, Христос// [[new:mf:23:08|(Мф. 23, 8)]], то, чтобы они не подумали, что окажут Ему преслушание, веруя Святому Духу, (Он говорит): Мое и Его учение одно и то же. Откуда Я должен был заимствовать Мое учение, из того же источника и Он будет говорить. Не думайте же, что Его учение – иное. И оно – Мое, и увеличивает Мою славу. Одна воля Отца, и Сына, и Святого Духа. Это же Он желает видеть и в нас, говоря: //да будут едино, якоже и Ты, и Я едино есма// [[new:in:17:22|(Ин. 17, 22)]]. ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 12-15 **Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину, ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам** Выше сказал Господь, что для вас полезнее, чтобы Я пошел. Теперь излагает это пространнее. Ныне, говорит, вы не можете вместить, а когда придет Он, тогда, получив от Него благодатные дары, вы будете наставлены на всякую истину. Какую же разумеет истину? Ужели познание обо всем? Сам Господь о Себе Самом не возвещал ничего великого, частью для того, чтобы подать образец смиренномудрия, частью по причине немощи слушателей и неблагонамеренности иудеев. Он не вводил явно и отменения законных обрядов, дабы все не сочли Его за противника Богу. А когда пришел Утешитель, тогда уяснилось достоинство Сына; обо всем сообщено истинное и ясное познание; законные обряды взяты от среды и упразднены; мы научены служить Богу в духе и истине; чудесами, совершенными Духом, вера утверждена. - Потом, так как Господь о Духе сказал нечто великое, то, чтобы иные не подумали, будто Дух больше Его, если Он наставит на истину, соделает их способными принять многое и великое, чего в присутствии Христа они не могли вместить, - чтобы не подумали этого, Он прибавляет //"не от Себя говорить будет"//, то есть Он не будет говорить ничего отличного в сравнении с Моим. Ибо слова: //"что услышит"//, означают то, что Он не будет учить ничему, кроме того, чему учил Христос. Как о Самом Себе Господь говорит: //что Я слышал от Отца, то говорю// [[new:in:15:15|(Ин. 15, 15),]] и тем выражает не то, будто Он Сам учится, наподобие дитяти, но то, что Он без Отца ничего не знает и ничему не учит: так должно понимать и о Духе. А что Дух не нуждается в научении, слушай, что говорит апостол Павел. //"Как того, что в человеке, никто не знает, кроме духа, живущего в нем, так и Божиего никто не знает, кроме Духа Божия"// [[new:1kor:02:11|(1 Кор. 2, 11)]]. Видишь ли, Святый Дух, как и наш дух, Сам Себя научает. Божество Духа благоразумный узнает и из того, что следует далее. Ибо говорит: //"и будущее возвестит вам"//, А знать будущее преимущественно свойственно Богу. И как для природы человеческой ничто иное так не желательно, как знание будущего, то Господь и этим утешает апостолов. Столько, говорит, Он облагодетельствует вас, что дарует вам и предзнание будущего; а это дарование считается большим всех. И как они должны приготовиться к искушениям, то говорит: Он приготовит вас к тому, что имеет случиться с вами, чтобы вы по незнанию не пали от неосторожности. //"Он прославит Меня"//, ибо все и говорить, и делать будет во имя Мое, а не будет говорить ничего противного. Посему чудеса, Им совершаемые, удостоверят, что Я - Бог, когда на вас, Моих учеников, изольется богатство благодати, и имя Мое после смерти Моей будет сиять еще более. Ибо это великая и непререкаемая слава, когда умерщвленный и обесчещенный после сего будет блистать еще более. Потом, так как Господь говорил, и они слышали, что один у них Учитель Христос [[new:mf:23:08|(Мф. 23, 8)]], то чтобы не подумали: если один Учитель - Ты Сам, то как же говоришь, что будет и другой Учитель - Дух, - чтобы не подумали этого, Он прибавляет: //"от Моего возьмет"//, то есть из того, что Я знаю, от Моего знания. Иначе: //"от Моего"//, то есть от сокровища Моего, которое есть Отчее. И как все, что имеет Отец, есть Мое, и Мое богатство, а Утешитель будет говорить от Отца; то Я справедливо говорю: //"от Моего возьмет"//, то есть сокровища, и богатства, и знания. Для чего же столько благ даровал нам Дух, а не Сын? На это, во-первых, скажем то, что путь к дарам Духа сотворил Сын, и Он есть виновник стольких благ. Ибо, если бы Он не истребил грех, как мы удостоились бы Духа? //Ибо Дух не будет обитать в теле, повинном грехам// [[old:prs:01:04|(Прем. 1, 4)]]. Посему, велики дарования Духа, но основание их во Христе. Потом, так как имели явиться еретики, уменьшающие достоинство Духа из-за того, что Он пришел после Сына, то Он предоставляет Ему действовать в апостолах более чем Сам, для того, чтобы, побуждаемые величием даров, они и против воли признали достоинство Духа и не считали Его меньшим Сына из-за того, что Он явился в мире после Него. ===== Евфимий Зигабен ===== **Еще много имам глаголати вам, но не можете носити ныне ** так как вы еще несовершенны, еще не укрепились теми страшными и чудесными знамениями, которые совершатся при крестных страданиях и Воскресении Моем, – //еще не облеклись силой свыше// [[new:lk:24:49|(Лк. 24, 49)]]. ===== Ориген ===== Ст. 12-13 **Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам** Возникает вопрос, что же это за **"многие"** вещи, которые хотел сказать Иисус ученикам своим, но которые они тогда не могли еще **"вместить"**. Я отвечаю: так как Апостолы были иудеями и воспитались на буквальном понимании закона, то Иисус, быть может, имел им сказать о том, в чем же именно заключается истинный закон, что такое //«тени небесные»// (ср. [[new:evr:08:05|Евр. 8:5]]) – вещи, на которые иудейское богопочитание указывало в форме //«образа и тени»//, и что это за //«будущие блага»// [[new:evr:10:01|(Евр. 10:1)]], которые предызображались законом о яствах и питии, о праздниках, новомесячиях и субботах [[new:kol:02:16|(Кол. 2:16)]]. И вообще было много таких вещей, о которых Он имел сказать им. Он знал, что очень трудно удалить из души мнения (δόγματα), вошедшие в нее чуть ли не с самого дня рождения, укрепившиеся вместе с наступлением возмужалости, заложившие твердую уверенность в сердцах тех, которые их восприняли, – уверенность в том, что эти мнения – Божественного происхождения и что было бы безбожием оставлять их. Он видел, что у таких людей особенно трудно было снискать веру в том случае, если бы им стали говорить, что эти вещи, сравнительно с совершенным знанием Христовым, т. е. истиной, нужно порицать как //«сор и тщету»// [[new:fil:03:08|(Флп. 3:8)]]. Вот почему Он желал выждать для этого более удобного времени, каким и было время после Его страдания и Воскресения. И на самом деле, эта помощь, оказанная людям преждевременно, – помощь, которую они еще не могли вместить, могла пагубно подействовать на их веру в Иисуса, при которой они только и могли признать в Нем Христа и Сына Бога живого. И заметь: разве все это (рассуждение) не составляет совершенно правильного изъяснения следующих слов (Иисуса): **«еще многое имею сказать вам: но вы теперь не можете вместить»**. Действительно, Закон содержит много такого, что следует понимать и толковать в духовном смысле; но ученики, которые родились и воспитались среди иудеев, тогда еще не были способными к тому, чтобы **"вместить"** те (духовные истины). Так как иудейские обряды имели только преобразовательное значение, а самую истину составляло то, чему должен был научить учеников Дух Святой, то ввиду этого, как мне думается, и были присоединены следующие слова: **«Когда же прийдет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину»** – на всякую истину, т. е. на истинное понимание – как бы так он говорил – тех вещей, которыми вы думаете показать истинное служение Богу, тогда как в них вы имеете одни только прообразы. Это обетование Иисуса действительно исполнилось, когда **«Дух истины»** сошел на Петра и, указывая на четвероногих и пресмыкающихся животных земных и птиц небесных, обратился к нему с такой речью: //«Встань, Петр, заколи и ешь»//. И Он сошел на Петра, когда он был еще настолько суеверен, что в ответ на это Божественное изречение сказал: //«нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого»// [[new:act:10:14|(Деян. 10:14)]]. Тогда-то (Дух Святой) и научил его истинному и духовному пониманию Закона о яствах словами: //«что Бог очистил, того ты не почитай нечистым»// [[new:act:10:15|(Деян. 10:15)]]. После этого видения **«Дух истины»** наставил Петра **«на всякую истину»** и научил его многому такому, чего он не мог вместить тогда, когда был с ним Иисус еще во плоти. **//Против Цельса. Книга 2.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить** С 12-го стиха и по 33-й идет третья утешительная речь Христа. Здесь Он говорит апостолам, с одной стороны, о будущем ниспослании им Святого Духа, Kоторый вразумит их в отношении всякой истины, а с другой – о Своем пришествии или возвращении к апостолам после Своего воскресения, когда они узнают многое от Него, чего прежде не знали. Если они и теперь чувствуют себя довольно сильными в вере благодаря тому, что уже слышали от Христа, то эта сила веры в них не настолько еще велика, чтобы спасти от страха при виде того, что случится с их Учителем. Заканчивает Свою речь Христос призывом учеников к мужественному перенесению грядущего испытания. Христос теперь не может сказать ученикам все, что имел им сообщить. Пока, при их настоящем состоянии, им тяжело воспринять это «//многое//», что имеет в запасе Христос. Очень вероятно, что в это «//многое//» входило то, что Господь открыл ученикам во время Своих явлений в течение сорока дней по воскресении [[new:act:01:03|(Деян.1:3)]] и что составило потом фундаментальную часть христианского Предания. [<10>]