[<10>] ====== Толкования на Ин. 16:33 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **сия глаголах вам, да во Мне мир имате: в мире скорбни будете: но дерзайте, (яко) Аз победих мир** См. Толкование на [[new:in:16:32#svt_ioann_zlatoust|Ин. 16:32]] ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир** Известно тебе, что труды и подвиги порождают несказанное и непрекращающееся веселье, и что в сравнении с величием славы, доставляемой добродетелью, труды сии ничто. Итак, почему же, зная это, домогался ты узнать значение сказанного: **скорбни будете** в мире сем? Ибо известно, что настоящая жизнь есть поприще подвигов и борений, а венцы и награды предоставлены жизни будущей. Вооружая себя надеждою на то, что будущие блага даны будут воздвигшим славные победные памятники над пороком, прекрасно ограждая себя отовсюду и молитвами сооружая сию крепкую стену, отражай нападение малодушия; потому что оно сильно овладеть и мужественною душою, если она, непрестанно мечтая о венцах, не будет переносить горестей. //**Письма. Книга I.**// ===== Прп. Амвросий Оптинский ===== **Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир** На земле предписано нам иметь скорбные испытания, как сказано Самим Господом: **в мире скорбны будете**. Слова эти ясно показывают, что хотя все места целого мира исходи, а безскорбного положения нигде не обрящешь; везде потребно будет и смирение, и терпение, и неосуждение других. Только этими духовными средствами приобретается мирное устроение души, соразмерно тому, насколько мы будем простираться к смирению и долготерпению и неосуждению других. Ежели дозволявшии, или присвояющии себе право судить, находили недостатки и неправильности в Самом Господе, Источнике всякой истины, называя Его льстецом, самарянином, и хуже того (см. [[new:mf:27:63|Мф. 27:63]]; [[new:in:08:48|Ин. 8:48]]), то какого заключения не сделают относительно обыкновенных людей. Всего лучше и спасительнее для нас последовать заповеди апостола, глаголющаго: //Темже прежде времене ничтоже судите, дондеже приидет Господь, Иже во свете приведет тайная тмы и объявит советы сердечныя; и тогда похвала будет комуждо от Бога// [[new:1kor:04:05|(1 Кор. 4:5)]]. **//Письма.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир** Господь Спаситель есть мир наш, нашего сердца, нашей души. Не отставай же от Него никогда. **В мире будете иметь скорбь** (подвергнут вас люди разным страданиям): **но мужайтесь: Я победил мир.** Я победил его, обессилил и вас сделаю победителями. Не бойтесь же его. Это – минутный огонь. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир** //"Сие"//, говорит, //"сказал Я вам"//, чтобы вы не удаляли Меня из ваших мыслей и не колебались, и не смущались продолжать твердую любовь ко Мне, но //"чтобы вы имели во Мне мир"//, то есть, чтобы вы пребывали непреклонными, принимая за верное все, что Я ни говорил вам. Да слышит и Арий, что все это смиренное и, по-видимому, недостойное славы Сына, сказано ради слушателей, а не для того, чтобы мы пользовались этими словами при определении догматов; ибо они сказаны в утешение апостолов, как показывающие любовь Его к ним. //"В мире будете иметь скорбь"//. Искушения для вас не остановятся на страшных этих словах, но до тех пор, пока вы будете в мире, вы будете иметь скорбь, не теперь только, когда Я предаюсь, но и после этого. Но вы противостойте искушающему помыслу. //"Мужайтесь: Я победил мир"//. А когда Я победил, вам, ученикам, должно не скорбеть, но презирать мир, как уже побежденный. Как же Он победил мир? Низложив начальника мирских страстей. Впрочем, это видно из последующего. Ибо все Ему покорилось и уступило. Как с поражением Адама вся природа осуждена, так с победою Христовою победа простерлась на всю природу, и во Христе Иисусе нам дарована сила наступать на змей и скорпионов, и на всю силу вражескую [[new:lk:10:19|(Лк. 10, 19)]]. Ибо чрез человека смерть вошла, чрез человека же и жизнь, и сила на диавола [[new:1kor:15:21|(1 Кор. 15, 21-55).]] Ибо, если бы победил один только Бог, тогда ничто не относилось бы к нам. ===== Евфимий Зигабен ===== **Сия глаголах вам, да во Мне мир имате** Это сказал Я вам не с тем, чтобы сообщить вам совершенное знание, но чтобы вы не соблазнялись о Мне и не смущались, когда Меня возьмут, свяжут и поведут, когда и многое другое Я претерплю, как Человек. ** В мире скорбни будете** не только в то время, когда Я буду страдать, но вообще до тех пор, пока вы будете жить в этом мире. Настоящая жизнь есть некоторого рода ристалище , место для упражнения борцов за Бога и испытания любящих Меня. Прежде еще Иисус Христос сказал: //узкая врата, и тесный путь вводяй в живот// [[new:mf:07:14|(Мф. 7, 14)]]. А чтобы ученики совершенно не упали духом, слыша, что всю свою жизнь они будут испытывать скорби, Иисус Христос ободряет их, говоря: ** Но дерзайте, (яко) Аз победих мир** т.е. зло и злого отца этого мира. Выше было сказано, что князь мира сего осужден [[new:in:16:11|(Ин. 16, 11)]], т.е. побежден. Итак, не бойтесь: если Учитель победил, то победили и ученики, подражающие своему Учителю. Причиняющие разные бедствия и убивающие тело сами будут побеждены душой вашей, и отняв у вас то, что можно отнять, сами будут побеждены тем, чего отнять нельзя. ===== Прп. Максим Исповедник ===== Тот, кто смог умертвить посредством [духовного] делания //земные члены// [[new:kol:03:05|(Кол. 3:5)]] и победить, через [исполнение] заповедей Слова, мир страстей в себе, не претерпит никаких скорбей. Он уже покинул мир и оказался во Христе — Победителе мира страстей и Подателе всяческого мира. Ибо не отказавшийся от пристрастия к материальным [вещам] будет всегда одержим скорбями, ибо его сознание изменяется одновременно [с этими вещами], которым по естеству присуще изменяться. А для оказавшихся во Христе не будет причин чувствовать какое-либо вещественное изменение. Поэтому Господь и говорит: **Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир**. **Во Мне** - то есть в Слове добродетели вы имеете мир; [вы], освободившиеся от беспорядочного движения и смятения материальных страстей и вещей. **В мире** - то есть в пристрастии к вещественному. **Скорбь** - [то есть то, что возникает] вследствие постоянного изменения этих материальных вещей. Ведь скорбью одержим и тот, кто подвизается в добродетелях по причине связанного с этим труда, и тот, кто любит [вещественный] мир вследствие обмана, который [несут с собой] материальные [вещи]. Но одна скорбь - спасительная, а другая - тлетворная и пагубная. Господь дарует освобождение обоим: для одного это - упокоение от трудов добродетелей в себе через бесстрастие в созерцании, для другого - избавление от пристрастия и привязанности к тлетворным [вещам] через покаяние. //**Главы о богословии.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир** **Сие сказал Я вам**, заключает Господь Свою великую прощальную беседу с учениками, **чтобы вы имели во Мне мир**. Все, что Господь предложил им в этой беседе, имело главнейшей целью вселить в сердце учеников мир, спокойствие духа ввиду предстоящих событий (//да не смущается сердце ваше, да не устрашается//; [[new:in:14:01|Ин. 14:1]], [[new:in:14:27|27]]). Этот мир, это спокойствие духа они должны найти в Нем, в общении с Ним [[new:in:14:27|(Ин. 14:27)]], в единении духовном с Ним. — **В мире**, враждебном Мне и Моему делу обществе людей, вы **будете иметь скорбь**, когда среди него будете продолжать дело Мое в распространении Моего учения и утверждении Моего Царства на земле, потому что этот мир враждебно относится и отнесется к вам и ко Мне и к Пославшему Меня [[new:in:15:18|(Ин. 15:18—21)]]. Ненависть этого враждебного мира к вам причинит вам много скорби, на что Господь с силой указывал ученикам в этой же беседе ([[new:in:15:18|Ин. 15:18]]—[[new:in:16:04|16, 4]]); но при этой скорби, при тех бедствиях и страданиях мир духа их во Христе не только не должен умаляться, но должен возрасти до героизма, до величайшего дерзновения при их деятельности в деле Христовом. Это дерзновение, это мужество их должно иметь основание в уверенности, что Господь **победил мир**: победил совершением великого дела искупления человечества Своей смертью, вследствие чего и князь мира сего изгнан вон и осужден [[new:in:12:31|(Ин. 12:31]]; [[new:in:16:11|Ин. 16:11)]]. Победа над миром представляется духовному взору Господа уже совершившейся (как в [[new:in:13:31|Ин. 13:31]] и парал.). Этим торжественно победным восклицанием: **мужайтесь, Я победил мир**, оканчивается эта поистине великая последняя прощальная беседа Господа с учениками, начавшаяся также торжественно победной песнью: //ныне прославился Сын Человеческий и Бог прославился в Нем!// //**Толковое Евангелие.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир** Здесь находится заключение к речам 15-й и 16-й главы (14-я глава имеет свое особое заключение в ее 31-м стихе). Господь для того и держал добавочные речи, помещенные в главах 15–16, чтобы апостолы имели //«в Нем мир»//, т. е. мир, какой Он имеет, с каким Он идет на страдания (ср. [[new:in:14:27|Ин.14:27]]). И этот мир должен и у апостолов иметь свое основание в том же, в чем он имеет опору во Христе, именно, Христос уверен в Своей победе над враждебным Ему миром, который уже, можно сказать, теперь лежит у Его ног, как побежденный (ср. [[new:in:13:31|Ин.13:31]]). Так и ученики должны в мысли об одержанной их Учителем победе почерпать силы для перенесения грядущих скорбей (ср. стих 21). Некоторые из новейших толкователей считают 15-ю и 16-ю главы вставкой, которую сделал позднейший писатель. Главным основанием для такого мнения служит то обстоятельство, что в [[new:in:14:31|Ин.14:31]] Господь приглашает апостолов //«встать и идти»// из горницы, признавая таким образом прощальную беседу оконченной. Но критики напрасно смущаются таким обстоятельством. Kак и выше сказано (см. комментарии к [[new:in:16:31|Ин.16:31]]), Господь мог продолжить Свою беседу с учениками, видя, что они прямо не в состоянии последовать Его приглашению, не могут, так сказать, от великого горя подняться со своих мест. Точно так же мало силы имеет и другое основание, на которое ссылаются критики, не признающие подлинности этих глав. Именно, они говорят, что в этих главах отчасти повторяется то, что уже известно из [[new:in:13:31|Ин.13:31]]–[[new:in:14:31|14:31]] (Хейтмюллер). Но что же удивительного, если Господь, утешая Своих учеников, повторяет иногда одни и те же мысли? Очевидно, что они нуждались в таком повторении, что иное они в первый раз недостаточно ясно себе усвоили... [<10>]